Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Учите детей говорить правильно»

Диана Сапожникова
Семинар-практикум для родителей «Учите детей говорить правильно»

Семинар – практикум для родителей

детей дошкольного возраста

на тему «Учите детей говорить правильно»

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 4-5 лет правильной и красивой монологической речи. Создать педагогические условия для развития связной монологической речи дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями развития связной речи детей дошкольного возраста.

2. Создать условия для родителей по обучению методике связного монологического высказывания

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Учите детей говорить правильно“» размещена в разделах

3. Продемонстрировать наглядный материал с помощью средств ТСО о развитии и обучении монологической речи дошкольников.

4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

1. Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер, Стулья взрослые, столы;

2. Раздаточный материал на каждого участника.

3. Дерево с листочками.

Здравствуйте уважаемые родители!

В зале полукругом стоят стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара-практикума.

Предлагаю Вам познакомиться поближе (игра с мячом.) Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы: Продолжите фразу: “Я мама (папа) …Имя ребенка”;

• Возраст ребенка;

Продолжите фразу: “Мой ребенок начал говорить…”

Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 4 до 5 лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю вас.

1. А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра “Вопрос-ответ”). Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что монологическая речь ребенка развита хорошо, его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? - Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте происходит переход от диалогической речи к монологической, дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма свойственная данному возрасту. Но на это необходимо обратить внимание и помочь ребенку правильно и красиво научиться разговаривать.

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться монологическая речь ребенка 4-5 лет.

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Предлагаю поговорить о развитии монологической речи ребенка дошкольного возраста.

Остановимся на возрастной норме детей с 4 до 5 лет.

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Речь – одна из важных линий развития ребенка, этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Но подготовка к этому ведется уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С четырех же лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно - два предложения) рассуждения.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

Овладеть методами обучения монологической речи означает для Вас, родители :

1. Научиться слушать детей

2. Научиться помогать им пересказывать, рассказывать, сочинять

Основным приемом обучения монологу является – опора на словесный образец. Дополнительные приемы – опора на реальные предметы, опора на картинки.

Обучение пересказыванию.

Текстами для пересказывания могут быть:

1. Сообщения бытового характера, которые передаются детям в процессе свободного каждодневного общения;

2. Произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.

Обучение монологу в свободном речевом общении. Темами сообщений могут быть самые различные события, случаи происшедшие с ними по дороге на работу, в магазине, дома, на прогулке в лесу, в парке и т. д., это могут быть всевозможные описания животных, цветов, какого-то дома, дерева – в общем всего, что окружает человека. естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога-повествования, монолога – описания.

Родители должны уметь передавать детям свои словесные зарисовки действительности, случаи из жизни. Сообщенные доверительным тоном, каким говорят с друзьями, или, наоборот, весело, с юмором, эти зарисовки производят на детей сильное впечатление, и они охотно пересказывают их другим, тем самым развивая свою речь.

Обучение рассказыванию.

Детей 5-го года жизни необходимо научить рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать о изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы.

В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:

1) рассказ о событиях: а) происшедших только что, б) происшедших значительно раньше;

2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных) : а) наблюдаемых в данный момент, б) по памяти;

3) рассказ по картинке: а) статичной, б) подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм);

4) рассказ по кинофильму.

Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.

К рассказу детей готовят так же, как к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у детей должны быть уже в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды — фонетические, а также упражнения в собеседовании. Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи детей.

Обучение рассказыванию необходимо вести с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.

План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.

С детьми пятого года жизни. Рассказ о кролике (описание). Родитель подводит детей к клетке с кроликом, чтобы ребенок покормил его, разрешает погладить зверька по шерстке.

— Саша, ты, можешь хорошо рассказать о нашем кролике: 1) Где он живет? 2) Какая у него шерстка? 3) Какие уши? 4) Какие глаза? (Это план линейный.)

Ребенку с плохо развитой речью, вы должны помочь: позволить ответить сначала на один вопрос, сопроводив этот вопрос дополнительными цепочками вопросов, наводящих или подсказывающих:

— Толенька, ты сначала скажи, какая шерстка у кролика: а) Какого она цвета? б) Какова она на ощупь? (Наводящие вопросы.) или: а) Шерстка у него беленькая? да? б) Она мягкая, пушистая? (Подсказывающие вопросы.) Однако разговор с ребенком не должен превратиться в диалог, от ребенка надо добиться монологического описания: «У нашего кролика шерстка беленькая, мягкая, пушистая». В случае крайней речевой запущенности ребенка надо добиться, чтобы он имитировал вашу речь или речь другого ребенка, хорошо говорящего.

Родители составляют рассказ о кролике.

Рекомендации родителям

• пополнять домашнюю библиотеку и фильмотеку

• терпеливо выслушивать рассказы своих детей по картинкам-иллюстрациям.

Итак, обучение рассказыванию ведется с помощью приемов опоры на реальные объекты, опоры на воспоминания, опоры на картины. Процесс обучения монологу (повествованию, описанию, рассуждению) состоит в том, что, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов) не отступать от темы, излагать события в логической последовательности, во-вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи рассказчика, подсказывая ему соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.

Оценка мероприятия родителями

Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте елочку красным шаром. Если вам не понравилось наша встреча, высчитаете, что потеряли время, украсьте елочку синими шарами.

Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

Прикреплённые файлы:

prezen-ja_n8osu.ppt | 1647,5 Кб
 
Публикации по теме:

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Семинар-практикум для родителейСеминар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Учите детей говорить правильно»
Опубликовано: 22 марта 2015 в 21:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД