Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»

Надежда Саргас
Семинар-практикум для родителей «Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Наша речь – важнейшее средство человеческого общения, тесно связана с формированием всех психических функций. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить т. к. она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.

К сожалению, в последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменению в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствует усвоению грамотой.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития“» размещена в разделах

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно - логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

По наблюдениям большинства исследователей, развитие языкового чутья теснейшим образом связано с формированием процессов словообразования, которые приводят к осознанию детьми многих языковых закономерностей (ЛС. Выготский, П. Я. Гальперин, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин и др.).

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значение слов, из которых она состоит, надо ещё понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.

Процесс словообразования у дошкольников с задержкой психического развития сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития.

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

А значит, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры.

Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

Оборудование:

Силуэтные, предметные и сюжетные картинки с изображением: людей разных профессий, домашних животных, зданий, человека (части тела). Словесный материал : пословицы, поговорки

1. Игра «Знакомство»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов –ечк-, -очк-, -еньк- (Олечка, Танечка и т. д.)

2. Игра «Цепочка слов»

Цель: образование новых слов по образцу.

Образец ответа: человек – человечек – человечище.

Примерный речевой материал:

Кулак, нога, нос, рука, плечи, глаза, голос.

3. Игра «Придумай название своей улицы»

Цель: образование прилагательных от существительных.

Почта – почтовая;

Завод – заводская;

Школа – школьная;

Театр – театральная;

Фонтан – фонтанная и т. д.

4. Игра «Назови профессии»

Цель: образование существительных женского рода

Проводник – проводница

Учитель – учительница

Повар – повариха

Художник – художница

Писатель – писательница

Портной – портниха

Ткач - ткачиха и т. д.

5. Игра «Придумай имя»

Цель: Образование существительных от разных частей речи.

Родились у кошки котята все такие красивые, смышленые, игривые… Мы решали, мы гадали, как же нам котят назвать

Серый как дым – Дымок

Белый как снег – Снежок

Шалит – шалун

Рыжий – Рыжик

Маленький – малыш и т. д.

6. Игра «Договорите похожие слова»

Цель: образование глаголов от разных частей речи.

Хватит тебе молодцу, горе… горевать.

Скоро сказка… сказывается, да не скоро дело…делается.

Не в первой волку зиму … зимовать.

Молодое растёт, а старое…старится.

Всё живое хочет…жить.

В игровой форме, ребёнок будет учиться, проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

В результате проведённой подобной работы дети научаться обобщать значение морфологических элементов слов, сформируются умения их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально - семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка.

Доказано, что несформированность словообразовательной компетенции оказывает негативное влияние на овладение детьми с общим недоразвитием речи устной и письменной речью, существенно снижает успешность в усвоении учебных знаний, умений и навыков процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

Литература:

1. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» – М. : Сфера, 2004.

2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство-Пресс, 2003.

3. Крупенчук. О. И. «Научите меня говорить правильно!»СПб: Литера, 2001.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001.

5. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб. Изд-во «СОЮЗ» 2004.

6. Нищева Н. В. Программа коррекционной развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. (с 4до7лет). «Детство-Пресс» 2006.

7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-Пресс» 2003.

8. О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи. Научно – методический журнал. Логопед в детском саду. 4\2006.

9. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. «СФЕРА». Москва. 2003.

10. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М., 2004.

Публикации по теме:

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 15:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Саргас (УИ 156072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД