Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей: «Мы знаем Звуки и Буквы»

Елена Дмитриева
Мастер-класс для родителей: «Мы знаем Звуки и Буквы»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей «В волшебном мире звуков и букв»

(подготовительная группа)

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

• активизировать знания родителей о звуках и буквах;

• уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

Публикация «Мастер-класс для родителей: „Мы знаем Звуки и Буквы“» размещена в разделах

• тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

• закреплять навык звукового анализа слова;

• развивать связную речь;

• воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: учитель - логопед, родители.

План семинара:

I. Теоретическая часть.

1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.

2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних.

Оборудование:

Раздаточный материал: сюжетные картинки, настольные доски, буквы, сигнальные квадраты (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, счётные палочки, нити на бархатной бумаге.

Демонстрационный материал: сюжетные картины, практическая литература, памятка.

Ход семинара:

1. Водная частть.

Закономерная гордость каждого родителя, чей ребенок в 2, 3, 4 года уже знает буквы. Мамы и папы тут же стараются научить его складывать слоги. Но это не всегда получается. К сожалению, простое запоминание букв - а ведь ребенок, имеющий прекрасную зрительную память, запомнил их легко, как рисунки, - это еще не показатель развития. И, если ваш ребенок таков, значит, стоит попробовать обучать его глобальному чтению,

развесив дома таблички с короткими подписями, обозначающими предметы, их признаки и действия. Метод глобального чтения - это интересная методика. У нее есть много достоинств. Есть и недостатки. Мы не будем их сейчас обсуждать. Мы работаем с детьми, которые не произносят, смешивают или заменяют звуки в собственной речи. Поэтому перед нами, наряду с другими, стоит задача развития слухового восприятия, звукового анализа и фонематического слуха. Следовательно, первоначальный материал для нашей работы - не БУКВЫ, а ЗВУКИ речи.

Давайте вспомним и разберемся: БУКВЫ мы ВИДИМ, ЧИТАЕМ и ПИШЕМ. Можем ощущать рукой, если буква пластмассовая, сможем вылепить из пластилина или сложить из палочек. ЗВУКИ мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ. "Мой ребенок не умеет выговаривать букву Р", - слышим мы от встревоженной мамочки. "У ребенка звуки Р, РЬ - нулевые. В речи заменяет Р на Л, РЬ на ЛЬ", - так выглядит заключение учителя-логопеда. Уловили разницу?

Ребенок любит сказки и веселые истории, в которых звуки невидимки шутят и шалят, а буквы-непоседы, меняя свой облик, превращаются в другие буквы.

2. Практическая часть:

Звуки, буквы.

Дай им волю

Нашалятся они вволю'

Вот что писал детский поэт А. Шибаев:

-А ну-ка, буквы, станьте в ряд: И сразу три, четыре, пять

Я - командир, - вы мой отряд! Спросили осторожно:

Сказала буковка одна: - Немножко можно поиграть?

-Ты приказал - мы стали. - Ну что ж, немножко - можно

Но мы, - добавила она, - Согласен даже вам помочь:

Уже чуть-чуть устали. Я поиграть и сам не прочь.

Давайте пригласим наших детей в необыкновенное путешествие, в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ. Только представим, что такой город существует, и вот уже шагаем по его улицам. Смотрите, все улицы и дома здесь разноцветные. Вот красная улица, на ней указатель ГЛАСНЫЕ. А вот район СОГЛАСНЫХ. В синих домиках здесь проживают ТВЕРДЫЕ согласные. В зеленых

- МЯГКИЕ согласные. А здесь есть дома со звонкими колокольчиками на парадных. Догадались? Правильно, здесь живут ЗВОНКИЕ согласные. А на других домиках вообще нет колокольчиков, ведь здесь поселились ГЛУХИЕ согласные. Но что такое, почему мы не встречаем никого на улицах этого города? Город пуст? Нет, он полон невидимых обитателей. Слышите? Вот голоса ГЛАСНЫХ звуков : А-А, О-О, У-У, Э-Э, Ы-Ы, И-И.

А на улице СОГЛАСНЫХ слышится перекличка твердых и мягких: К-КЬ, Т-ТЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, Б-БЬ, С-СЬ, М-МЬ. ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ звуки отзываются из своих окон на звон колокольчиков: Б Д В Г Ж З, а ГЛУХИЕ глухо вторят им: П Т Ф К Ш С.

Долго ходили мы по улицам загадочного пустынного города, пока не очутились на главной площади КРАСИВОЙ РЕЧИ. Здесь у фонтана, где собрались все обитатели города, мы услышали историю, которая многое нам объяснила. Оказывается, город этот не всегда был населен только звуками - невидимками. Жили здесь и буквы. Но однажды напал на город злодей БУКВОМОР с целой свитой жуков БУКВОЕДОВ и погубил все буквы, только голоса-невидимки от них остались.

Как же помочь жителям этого города? Как выручить их? Мне кажется, выход есть. Он хоть и не мгновенный, хоть и требует известных усилий и стараний, зато беспроигрышный и очень результативный. Надо всем детям срочно научиться правильно говорить свои звуки и приступить к изучению букв.

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.

Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.

Вот самые простые игры со звуками :

Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-ист?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах : «арбуз», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает

Вот игра посложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч»«чемодан»-«нос»- «санки» - «игла» и т. д.

Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.

• А как любят играть дети со Звукоедиком!

Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф (с)тул, и т. д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах : «сто (л)», «сто (л)», «тарелк (а)» и т. д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.

Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.

• В этом вам поможет игра «Дом звуков».

Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук) : «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук, пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».

Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.

Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно…

• играть в «Эстафету звуков».

Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы)на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»

Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков», он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.

Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.

Здесь может помочь игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.

Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.

В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайками пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный мир слов, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

Звуки и буквы

Раскрась квадраты в соответствии со значками: — красный, — синий, — зелёный. Соедини каждую букву в слове с правильной характеристикой звука.

Похожие и разные

Найди и соедини линиями слова, которые различаются только:

• одним гласным звуком (лук — лак);

• одним согласным звуком (рис — лис, раб — рад);

• порядком букв (кот — кто);

• твёрдостью-мягкостью первого звука (рад — ряд);

• твёрдостью-мягкостью последнего звука (мол — моль);

• твёрдостью-мягкостью первого и последнего звука (раб — рябь);

• звонкостью-глухостью первого звука (душ — туш).

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

• написать букву в воздухе, на столе;

• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

• вылепить из пластилина, теста;

• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. ( Например: ммак, маак, макк)

Работы со схемой слова:

МАЛИНА

• определяем количество звуков в слове;

• называем звуки по - порядку;

• определяем количество слогов.

• произносим 1-й слог МА-

• какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)

• произносим 2 слог? ЛИ

• какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

• какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)

• произносим 3 слог НА

• какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)

• сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;

• сколько согласных звуков;

• назвать первый звук, последний, третий;

• сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и сигнальных квадратов)

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. слайд

Сколько в слове гласных столько и слогов

Задание:

1. Подбор слов к схеме: схема из 2,3,4 слогов (сюжетная картина).

2. «Собери слово»

Карточки со слогами: –ра-, -ка-, вай (каравай, -ха-, -му- (муха)

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Задание:

1. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов.

2. Составление предложения по схеме (индивидуально). И наоборот составление графической схемы.

3. Работа с деформированными предложениями.

Подготовка к письму.

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку

(ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку, развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.

Игра «Определи букву на ощупь» (в паре)

Игры с буквами в домашних условиях : «Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»

Игры со звуками : «Кто больше назовёт слов начинающихся на…», «Дружные звуки» (прибежали дружно звуки и друг другу дали руки: У, Ж, И).

«Доскажи слово», «Звук потерялся», «Где спрятался звук в слове?

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

4. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т. е. так, как звучит звук.

5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Цель: уточнение представлений родителей о процессе обучения грамоте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей: «Мы знаем Звуки и Буквы»
Опубликовано: 20 марта 2013 в 20:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей: «Мы знаем Звуки и Буквы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дмитриева (УИ 81401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД