Тетерина Галина
Семинар-практикум для родителей «В игре готовимся к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы вырасти здоровыми,
детям не требуется уметь читать –
им требуется уметь играть».
Ф. Роджерс.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели, будущие учителя.
Место проведения: музыкальный зал.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „В игре готовимся к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «В игре готовимся к школе», строки из стихотворений «Береза» С. Есенина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева, флажки, ножницы, картинки для вырезания, бумага, фломастеры, картинки для игр, памятки для родителей.
Ход семинара – практикума
Игра «Дружба начинается с улыбки».
Участники встают в круг и «передают» по кругу свою улыбку соседу справа.
Выступление воспитателя
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка : «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.
Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение –психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б. В. Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
• занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
• во время игры дать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
• варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
• обязательно поощрять победителя игры.
Игра-соревнование для родителей
А сейчас давайте разделимся на две команды и поиграем с вами в те игры, которые так необходимы вашим детям.
Деление на команды. На столе ведущего лежат вперемешку нарезанные строки двух стихотворений. Например, «Береза» С. Есенина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Родители по очереди вытягивают строки и объединяются так, чтоб сложилось стихотворение. Получившаяся группа становится командой в предстоящей игре.
За победу в каждом конкурсе команда получает флажок.
1. Развитие познавательной активности:
«Аукцион» Психолог показывает родителям любой предмет, например, карандаш. Команды по очереди дают ему характеристики: по назначению – рисовать, писать, бросать, чесать и другие. Качественные – жёлтый, деревянный, острый и другие. Выигрывает та команда, которая последняя даст ответ.
2. Развитие мелкой моторики руки
«Вырезывание ножницами» - чья команда быстрее? Предлагается контур любого животного. Оценивается скорость и точность.
3. Развитие воли.
«Да и нет не говори» Воспитатель задаё т каждой команде по 10 вопросов:
- Вы ходите в детский сад?
- Вы живёте в Африке?
- Вы любите мороженое?
- Вы ели чёрное мороженое?
- Вы умеете ходить на руках?
- Вы умеете летать?
- Вы играете в куклы?
- Ночью светит солнце?
- Волк боится зайца?
- Вы любите ходить к врачу?
- Люди ходят по потолку?
- Доктор стрижёт людей?
- Тебя зовут Петя?
- Корова умеет летать?
- Вы сейчас спите?
- На вам надето платье?
-Зимой трава бывает?
- Трава белая?
- Снег горячий?
- Арбузы растут на дереве?
4. Развитие произвольности движений.
Игра «Нарисуй пароход». Предлагается двум участникам из каждой команды как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Оценивается точность выполнения задания и затраченное время.
5. Развитие речи.
Игра «Потерянные вещи». В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют различные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в Стол Находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Воспитатель ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас будет звонить первая команда, потерявшая вещь. Другая команда должна будет отгадать, что за вещь они потеряли». Каждая команда загадывает по 2-3 предмета.
Игра «На одну букву» Участники выбирают любую букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Выигрывает та команда, чьё слово будет названо последним.
6. Развитие зрительной памяти.
Игра «Запоминай-ка» Участникам каждой команды представляется набор из 10 картинок. Задание: за 1 минуту запомнить и воспроизвести как можно больше картинок.
Игра «Повтори рисунок» Предлагается двум участником из каждой команды в течение 1 минуты запомнить рисунок и затем как можно более точно его воспроизвести на чистом листе бумаге.
Подводится итог, определяются победители.
Всем участникам дарятся памятки «5 важных навыков будущего первоклассника».
1. Развитие мелкой моторики рук.
Не надо заставлять ребенка писать прописи. Это, может, и разовьет руку, но отобьет охоту учиться. Ведь маленькому ребенку это пока неинтересно. Отлично развивают тонкую моторику руки лепка из пластилина и глины, рисование, аппликация, оригами – собрание мелких деталей конструктора. А это как раз то, чем дети занимаются с большим удовольствием.
2. Умение работать по правилам.
При решении задач, да и вообще в течение всего учебного процессора необходимо, чтобы ребенок помнил задание во время его выполнения. Эту задачу лучше всего решают детские настольные игры, например, лото, домино, игры, где надо ходить по очереди, бросая кубик.
3. Речевое развитие детей.
Заучивание стихотворений и пересказ текстов в этом не очень помогают. Стоит задавать ребенку вопросы о прочитанном тексте, уточнять, как он понял то, или иное слово или выражение. Замечательные результаты даёт рассказ по картинке.
4. Произвольное внимание и волевая сфера.
Лучше всего помогают развить это дидактические игры, изобразительная деятельность, конструирование, подвижные игры с правилами. Например, «Море волнуется раз» и «Колечко, выйди на крылечко» - прекрасные игры для развития данных качеств.
5. Умение общаться.
У идущего в школу ребенка, могут возникнуть сложности с адаптацией в коллективе. Следите, чтобы до школы у ребенка появился опыт общения со сверстниками. Приглашайте детей в гости, ходите на детские площадки, запишите его в какой-нибудь кружок.
Готовьтесь к школе вместе с ребенком – вместе выбирайте портфель, пенал, тетрадки. Подготовьте его рабочее место – стол, где он будет выполнять домашние задания. Всячески подчеркивайте его новый статус, что он стал взрослее, скоро станет школьником. Выслушайте его возможные страхи, помогите ему разобраться с ними. Расскажите о том, как сами пошли в первый класс. Купите ему самый красивый букет цветов и с улыбкой проводите его на первую школьную линейку, к первому звонку и к первому учителю.
Рефлексия
Участники встают в круг, передавая мяч по кругу, высказывают свои мнения и вносят пожелания и предложения относительно сегодняшней и будущих встреч.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2015.
3. Л. А. Пенькова, З. П. Коннова, И. В. Малышева, С. В. Пыркова. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Вершинина С. Е., Деркунская В. А. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2013.