МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Художественное творчество. Рисование. Средняя группа»

Нина
Семинар-практикум для воспитателей «Художественное творчество. Рисование. Средняя группа»
▼ Скачать + Заказать документы

Средняя группа

К четырем годам Дети научаются различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета. Развиваются их эстетические чувства и отношения. Повышается способность детей откликаться на красоту окружающего их мира, на содержание песен, сказок, стихотворений, иллюстраций. Они пытаются передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, аппликации. Эти качества и способности необходимо развивать в средней группе и на этой основе усложнять задачи изобразительной деятельности. Для более выразительной передачи в рисунках предметов и явлений окружающего мира необходимо закреплять и совершенствовать умение изображать предметы различной формы (освоенной в предыдущей группе, как одночастные, так и состоящие из нескольких частей, учить передавать расположение частей, окраску предметов, некоторые характерные детали. Дальнейшее обучение идет в направлении различения круга и овала, квадрата и прямоугольников разных пропорций: длинных и коротких, узких и широких. В рисунке, Нужно научить детей передавать различие предметов по величине и по положению — вертикальному и горизонтальному, рисовать прямые линии и дуги в разных направлениях. Это требует дифференциации формообразующих движений, их уточнения: рисуется не просто округлая форма, а предмет круглой или овальной формы.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Художественное творчество, Рисование, Средняя группа“» размещена в разделах

Например, дети получают задание нарисовать или вылепить шарики и яички. Это им не сразу удается: круглые предметы они изображают удлиненными, а овальные круглыми. Особенно трудна передача точной формы в рисунке, где ничего нельзя переделать, исправить, как это можно в лепке и аппликации (отклеить неудавшуюся часть, вырезать ее заново). Поэтому лучше вначале предлагать для рисования предметы, резко различающиеся по форме, чтобы дети осознали разницу формообразующего движения (например, яблоки и огурцы). Усвоению нового для детей движения при рисовании овала поможет пояснение педагога, сопровождающее вначале процесс обследования предмета (огурца, а затем его изображения. Обводя пальцем огурец по контуру, следует говорить: «Кругленько, длинненько, опять закругление и снова длинная сторона». Этими же словами нужно сопровождать показ приема изображения.

При такой последовательности обучения движения будут отрабатываться сознательно. Целесообразно, чтобы на одном занятии дети выполняли несколько изображений предмета новой для них формы (особенно это необходимо в рисовании, где формообразующее движение осваивается с большим трудом, чем в лепке).

Дети скорее поймут особенности новой для них формы и отличие ее от ранее усвоенной, если сначала показать, а потом предложить изобразить предмет овальной формы в сравнении с каким-либо предметом круглой формы.

Показывая эти шары в начале занятия, воспитательница обращает внимание на то, что они разные по цвету и по форме, предлагает показать рукой в воздухе круглый шар, затем удлиненный (овальный, спрашивает, как называется такая форма. Дети отвечают: «Как огурчик», «Как палочка».

Воспитательница напоминает : «Овальная. С обеих сторон закругленная и немного удлиненная—такая форма называется овальной». Когда дети получили представление о том, что наряду с круглыми есть предметы овальные, выяснили, чем они отличаются и как их надо изображать, можно подобрать для передачи в рисунке, лепке, а потом и в аппликации предметы овальной формы уже без сопоставления с круглыми.

На следующем занятии рекомендуется предложить детям нарисовать яички — простые и золотые, привлекая образы сказки «Курочка-ряба». При этом пусть дети сначала нарисуют много простых яичек, а потом самое лучшее, которое получилось более точным по форме (овальное, самое красивое покрасят желтой краской — сделают золотым.

Так дети подводятся к оценке результата своей работы, учатся видеть красоту изображенного предмета в удачно переданной форме.

Постепенно от занятия к занятию формообразующие движения, направленные на передачу предметов круглой и овальной формы, все более совершенствуются, делаются свободнее и увереннее, становятся точнее. Это позволяет детям изображать раз-, нообразные предметы данной формы (и части их) в разном пространственном положении.

Наряду с обучением изображению предметов более сложной формы совершенствуются технические навыки и умения, которые способствуют более свободному решению изобразительных задач в разных видах деятельности.

Продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью, формируется навык различно держать инструменты: широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс; рисование точек и мелких деталей может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть держат палочкой вверх, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.

Положение карандаша в руке тоже не остается неизменным: при рисовании вертикальных линий рука с карандашом должна двигаться сбоку линии, а при рисовании горизонтальных — внизу линий, чтобы обеспечить зрительный контроль за движением на всем протяжении линии. При рисовании этих линий краской способ движения руки будет другим, так как ворс у кисти мягкий, и надо вести кисть по ворсу, поднимая палочку кисти и держа ее над рисунком, иначе линии получаются неровными, лохматыми.

Эти навыки входят в умение рисовать прямые линии и различные прямолинейные фигуры. Их закрепление должно продолжаться и в старшей группе.

Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движения при повторении однородных элементов узора. Закрепление этих навыков продолжается и в старшей, и в подготовительной группах детского сада, как в процессе закрашивания, в декоративном рисовании, так и при повторении элементов изображения.

Важно учить детей закрашиванию предметов, закрепляя навыки, полученные во второй младшей группе, и вводя новые требования: закрашивать без просветов, не выходить за линии контура.

Умение изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной формы (прямоугольных, квадратных, треугольных, а также округлых форм разного характера (круг, овал). Движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению: чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

Обучение детей дифференцированию прямолинейных форм на квадратные, прямоугольные, треугольные следует вести в сравнении этих форм, чтобы дети, сопоставив их, видели, что у них общее и что различное.

На одном из первых занятий воспитатель предлагает такую тему: «Мама постирала белье и повесила сушить» (простыни, полотенца, платочки). Объясняя задание, педагог подчеркивает, что платочки квадратной формы (все стороны одинаковые) и рисовать их нужно одинаковыми, тогда они получатся красивыми; простыни большие и длинные, а полотенца узкие и длинные, но все прямоугольной формы.

Проводя занятие по рисованию, лепке, аппликации, и в средней группе следует больше активизировать детей, обращаясь к ним с вопросами о форме предметов, о способе их изображения, предлагать показать нужное для изображения движение руки с карандашом или кистью в рисовании, двумя руками при лепке и т. п., вызывать детей для показа способа изображения к доске.

Эти методические приемы дают возможность детям активно осваивать формообразующие движения, вспоминать и использовать усвоенные ранее способы изображения, осмысленно искать новые, а не ждать постоянно показа и помощи со стороны воспитателя.

Когда дети в основном научатся изображать простые предметы овальной формы, можно переходить к рисованию и лепке предметов, имеющих несколько частей, например, состоящих из овальных частей и прямых линий (цветок, из частей овальной и круглой формы (рыбы, птицы).

Рисование животных начинается с простых для изображения — с рыбок. Овальную форму тела рыбки детям передать относительно легко: способы ее рисования дети уже усвоили; трудность состоит в том, что нужно нарисовать рыбок, плавающих в разном направлении: дети должны представить себе, где будет находиться голова, где хвост; движения руки при изображении рыбы, плывущей вертикально, горизонтально, по диагонали, необходимо менять.

В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному. Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.

В средней группе можно устроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельных работ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и в младшей группе, показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но с авторами слабых работ воспитатель может заниматься индивидуально в свободное от занятий время, когда ребенок захотел рисовать.

Дети средней группы могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда.

Публикации по теме:

Пути развития навыков общения и формирования позитивного межличностного взаимодействия у дошкольников в игре Развитие речи у детей дошкольного возраста. Младшая группа (с 2 до 3 лет) К 2 годам до 300 слов. 3-х членные предложения. Увеличивается.

Программа дополнительного образования детей 3–5 лет. «Мастерская чудес». “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Художественное творчество. Рисование. Средняя группа»
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 17:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Художественное творчество. Рисование. Средняя группа»» (включая файлы) размещена пользователем Нина (УИ 25773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД