Приложение МААМ

Формирование границ взаимодействие с детьми имеющих различные проявления своеобразия сферы поведения

Ирина Савченко
Формирование границ взаимодействие с детьми имеющих различные проявления своеобразия сферы поведения
▼ Скачать + Заказать документы

«Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет

места для нас»

Джим Синклер, аутист

Игра «Отвечай, сосед слева»

Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.

Содержание: Все участники сидят (или стоят) в кругу. Я сейчас буду подходить к каждому и задавать вопросы, но на этот вопрос отвечает не тот, на кого я буду смотреть, а тот, кто сидит (стоит) слева от него. Суждение: что вы чувствовали во время игры, насколько для вас важен контакт глаз с партнерам.

Публикация «Формирование границ взаимодействие с детьми имеющих различные проявления своеобразия сферы поведения» размещена в разделах

Прослушайте, пожалуйста пример одной из ситуаций и скажите, сталкивались ли вы с подобным в своей практике.

Ситуация: 4-летний Валера, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Валеры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Педагог стал "на ощупь" искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Валеру. Педагог называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда воспитатель стал поправлять ему носки. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.

(ответы слушателей семинара)

Всё верно. Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.

На сегодняшний день количество детей, с подобным поведением растет в геометрической прогрессии. Проблема детей имеющих дефицит взаимодействия и проявления своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сферы поведения с каждым днем становится все более актуальной.

Поэтому наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Формирование границ взаимодействия, с детьми имеющих различные проявления своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сферы поведения».

Многие из вас сталкивались в своей работе с такими детьми.

Все мы, так или иначе, прямым или косвенным путем встречались, встречаемся или встретимся с трактовкой «аутизм». Что это значит?

«Аутизм» – это отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.

У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми обладающими отдельными чертами аутизма имеющих различные проявления своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сферы поведения. Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы с аутичным ребенком.

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие характеристики развития детей-аутистов, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

Какие особенностями вы наблюдали у детей РАС?

У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития:

состояние одиночества (недостаток социального взаимодействия);

нарушения в развитии коммуникативной сферы;

повторяющийся репертуар поведения (стереотипные движения и действия);

нарушения в формировании эмоционально-волевой сферы;

неравномерность развития познавательных процессов.

Дети РАС предпочитают находиться в своем собственном мире, в котором они чувствуют себя в безопасности. Процесс развития взаимодействия сложен и многогранен для любого человека.

Становление взаимодействия зависит от различных факторов. Как вы думаете от каких?

Становление взаимодействия зависит от различных факторов :

- особенностей физического развития ребенка;

- состояния его нервной системы;

- влияния окружающей речевой среды и т. д.

Нарушения в развитии коммуникативной сферы является одним из основных

признаков раннего детского аутизма.

Основной чертой детей с РАС является негативное отношение к любым попыткам

установления контакта с ним. Ребенок может начать волноваться, если кто-то

обращается к нему, отказываться играть даже с близкими людьми. Такие дети не

любят физического контакта с другими людьми, избегают глазного контакта, не

интересуются другими людьми. Ясно, что если такие дети не способны устанавливать контакты даже с ближайшими людьми, то у них предсказуемо возникают проблемы при взаимодействии со сверстниками.

По классификации О. С. Никольской может быть условноотнесено к 4-ем группам.

Рассмотрим обобщенную характеристику детей каждой группы.

Первая группа. Дети не развивают активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего. Эти дети почти не имеют точек активного соприкосновения с окружением, могут не реагировать явно даже на боль и холод. Они будто не видят и не слышат и, тем не менее, пользуясь в основном периферическим зрением, редко ошибаются и хорошо вписываются в пространственное окружение, бесстрашно карабкаются, ловко перепрыгивают, балансируют.

Вторая группа включает детей, находящихся на следующей по тяжести ступени артистического дизонтогенеза. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок.

Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого, плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам и стереотипные увлечения, часто связанные с неприятными острыми впечатлениями. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, аутизм таких детей проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие. Эти дети стремятся к достижению, успеху, и их поведение формально можно назвать целенаправленным. Проблема в том, что для того, чтобы активно действовать, им требуется полная гарантия успешности, переживания риска, неопределенности их полностью дезорганизуют.

Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. В контакте с другими людьми они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна общая задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность. Эти дети тоже тревожны, для них характерно легкое возникновение сенсорного дискомфорта.

Безусловно, дети с РАС нуждаются в коррекции формирования границ взаимодействия. Ведущим специалистом в работе с данной категорией детей является педагог- психолог.

Основные этапы и направления работы с детьми имеющих различные проявления своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сферы поведения.

Диагностический этап. Какая работа проводится?

Педагоги проводят следующую работу:

- сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка (ознакомление с медицинской картой развития ребенка и др. медицинскими документами (при наличии, заключением ТПМПК;

- проводится первичная встреча с родителями педагогом - психологом. Родителям предлагается заполнить анкету (опросник, в которую включены вопросы об особенностях общения в семье, с уточнением эмоциональной реакций на других детей или взрослых, как родители поощряют или по необходимости наказывают ребенка, понимает ли ребенок инструкции, идущие от родителей. Уточняется время нахождения ребенка в ДОУ, проговаривается с родителем маршрут ребенка до ДОУ (постепенное познание дороги до ДОУ (по шаговое вхожение +2 шага каждый день. Прохождение дороги ребенком до поступления в дошкольное учреждение). По возможности обговаривается сопровождение ребенка в группе в течении месяца, в адаптационный период.

По содержанию опросника педагог-психолог устанавливает «приняли ли родители ребенка или нет». И планирует дальнейшее тесное сотрудничество с родителями.

Адаптационный этап. Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2 месяца и больше. Проблема в том, что сейчас дети с ОВЗ в детский сад приходят в течение всего года в уже сформировавшийся детский коллектив. Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.

На этом этапе за данным ребенком ведется не только тщательное наблюдение, за его играми, общением, поведением. Закладываются первые зернышки взаимодействия и вхождение в коллектив. Даются рекомендации педагогом-психологом другим педагогом, работающим с данным ребенком и родителям.

Родитель, тьютер, педагог сопровождает (ют) и поддерживает (ют) ребенка при первом опыте пребывания в группе, помогает сориентироваться в новой среде и преодолеть страх и неуверенность. Сначала время пребывания ребенка в группе должно быть коротким, дозированным по насыщенности. Желательно первое время сопровождение ребенка близким человеком. это поможет и ускорит процесс преодоления страха нового.

Даже вход ребенка в группу может занять несколько дней (по принципу «Шаг за шагом»).

Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта увеличивается, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки, игры с мячом или конструктор. Учитывая личные предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планирую достичь при помощи игровых действий.

Любые обращения предлагаются в наглядной и игровой форме, объяснения простые, повторяющиеся по несколько раз. На начальном этапе установления контакта с ребенком РАС речевые обращения произносятся монотонно, инструкция четкая состоящая из 2-3 слов.

Для формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом очень продуктивно использовать систему Круг.

На этапе введения ребенка в детский коллектив система Круг позволяет ребенку быстрее научиться участвовать в жизни группы. Если же ребенок не готов участвовать в новом для него дольше нескольких минут, можно дать ему возможность участвовать не все время, а присоединяться к детям, чтобы поиграть в любимую игру, а затем снова выйти из круга. При введении в группу важно, чтобы ребенок имел возможность сначала понаблюдать за происходящим и только потом стать участником занятия. Условия, в которых проводится КРУГ (игры, приветствия, знакомства и др., дают ребенку такую возможность. Находясь в той же комнате, что и остальные дети, ребенок может не сидеть вместе с ними в кругу, а наблюдать со стороны. Постепенно он привыкнет к новой ситуации и в какой-то момент сам решится сесть в общий круг и сделать что-то вместе с остальными детьми.

Желательно ребенка садить напротив других детей, учитывая последовательность детей по кругу (не меняя их местами на протяжении некоторого времени) это помогает ему сосредоточиться на лицах участников, на игровых и подражательных действиях, в ограниченном пространстве круга легче удержаться, а короткие задания позволяют легче регулировать время участия ребенка.

КРУГ – это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к группе. Это система позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную подпитку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт. ( пример: Воробьв А кресло)

Поведение ребенка с РАС носит ритуальный характер. При организации среды и деятельности важно не забывать об этом и всегда учитывать.

Обязательно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы. (о значимых стимулах узнаем у родителей. Эти стимулы приобретаются для каждого специалиста работающего с этим ребенком)

Диагностический и адаптационный этапы проходят параллельно. Диагностику все специалисты проводят в группе через наблюдения в соответствии циклограмме, включаясь в процесс вхождения ребенка в коллектив. (Ребенок знакомится, привыкает и узнает специалиста). Ни в коем случае нельзя ребенка брать на индивидуальное общение в отдельный кабинет. Пока ребенок не привыкнет ко взрослому и не установит контакт.

После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ результатов. Затем, на заседании психолого-педагогического консилиума, дается оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков. Диагностика служит основой для разработки индивидуальной адаптированной образовательной программы ребенка.

Подводя итоги по двум этапам можно сказать, что, несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути ребенка-аутиста к миру, уместно выражение - "дорогу осилит идущий".

Считается, что постепенно дети с РАС могут научиться общению. Но это нарушение полностью не исчезнет. РАС сохраняются на протяжении всей жизни человека, но благодаря ранней коррекционной помощи можно добиться многого. Конечно, эффективность деятельности зависит от типа нарушений и тяжести состояния.

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ОТВЕЧАЙ, СОСЕД СЛЕВА»

(СОСТАВИТЕЛЬ КАРПОВА Е. В.)

1. Какой сегодня день недели?

2. У вас есть домашнее животное?

3. Где вы работаете?

4. На какой улице вы живете?

5. Сколько у вас детей?

6. В каком месяце вы отмечаете свой день рождения?

7. Сколько лет вы работаете педагогом?

8. Какого цвета ваша одежда?

9. К какой станции метро вы живете ближе?

10. Назовите ваш любимый фрукт.

11. Как зовут вашего соседа справа?

12. На каком этаже вы живете?

13. Назовите первую цифру вашего рабочего телефона.

14. Назовите ваш любимый фильм.

15. Какую книгу вы сейчас читаете?

16. В каком городе мира хотели бы побывать?

17. Какой вид домашней работы вам не нравится больше всего?

18. Назовитё ваши любимые цветы?

19. Какого цвета ваши глаза?

20. Ваш любимый праздник в году.

21. Какого цвета одежда у вашего соседа справа?

22. Какого числа ваш день рождения?

23. Какую музыку вы предпочитаете?

24. Остановка, какого вида транспорта находится рядом с вашим домом?

25. Какого цвета стены вашей кухни?

26.. Назовите вашего любимого артиста.

27. Сколько этажей в вашем доме?

28. В каком музее вы были в последний раз?

Практическое задание «Портрет аутичного ребенка»

Группа делится на З—4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет особого ребенка» (Приложение 2, на которой перечислены индивидуальные особенности детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача тренера состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику. И лишь затем выступать в роли эксперта.

КАРТОЧКА «ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА»

Ребенок:

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами

Отказывается от коллективной игры

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Не может адекватно оценить свое поведение

Имеет мускульное напряжение

Увлекается коллекционированием

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Говорит о себе во 2-м и 3-м лице

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным.

Практическое задание «Работа с пооперационными картами» (работа в подгруппах)

Для того чтобы аутичный ребенок чувствовал себя уверенно в процессе обучения (игры) и выполнения режимных моментов, рекомендуется использовать в работе с ним пооперационные карты (Образец – приложение 3). С целью отработки воспитателями навыка составления таких карт рекомендуется выполнить следующее практическое задание.

Каждая подгруппа получает карточку с заданием составить пооперационную карту для работы с детьми.

• Лепка фигуры животного.

• Дежурство перед обедом.

• Рисование животного.

По завершению выполнения задания ходит общее обсуждение и обмен готовыми пооперационными картами.

Практическое задание «Игры для аутичных детей»

Каждому члену группы (по возможности выдается раздаточный материал с описанием игр Черепановой Г. Д. для работы с аутичными детьми (Приложение 4) Эти игры призваны выполнять двоякую функцию: с одной стороны, они способствуют развитию познавательных процессов, с другой стороны, помогают найти контакт между нара взрослым и ребенком, установить доверительные отношения между ними.

Любая из этих игр может быть включена в контекст тренинга, в программу коррекционной работы с ребенком.

Во время выполнения задания участники знакомятся с содержанием предложенных игр. После этого проводится обсуждение, примерными вопросами которого могут стать следующие.

• Какие из данных игр являются только индивидуальными, а какие можно поводить в группе?

• Какие игры в большей степени предназначены для работы с дошкольниками, а какие с младшими школьниками?

• Каким из перечисленных игр можно обучить родителей? и т. д.

Для усложнения упражнения можно выдавать участникам список игр, которые предназначены для работы с агрессивными, тревожными, аутичными детьми. В этом случае целесообразно работу вести в подгруппах, каждая из которых должна выбрать игры для определенной категории детей.

После завершения упражнения можно провести обсуждение, как в кругу, так и в подгруппах по 3—5 человек.

По своему усмотрению группа может сыграть в 1—2 понравившиеся игры.

Публикации по теме:

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет «Творчество без границ»Фотоотчет «Творчество без границ» Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступившим новым 2020 годом! Спешу поделится с вами творческими идеями. Как своими, так и родителей.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Творчество педагогов не знает границ! ФотоотчетТворчество педагогов не знает границ! Фотоотчет В нашем городе каждый год проходит конкурс «Воспитатель года».В этом году воспитатель нашего сада заняла первое место. И на следующий год.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование границ взаимодействие с детьми имеющих различные проявления своеобразия сферы поведения
Опубликовано: 17 октября 2022 в 06:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование границ взаимодействие с детьми имеющих различные проявления своеобразия сферы поведения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Савченко (УИ 675480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД