Ирина Барышникова
Семинар-практикум «Конфликты и манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им»
Семинар - практикум
Конфликты и манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им
Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системах «педагог—родитель», «педагог – педагог», «педагог- ребенок» таят в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем.
Публикация «Семинар-практикум „Конфликты и манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Упражнение «Передача распоряжения»
Цель: Формирование навыков эффективного общения в групповом взаимодействии, снятие напряжения.
Ход: Выбираются шесть добровольцев, пять из которых покидают комнату, а шестому зачитывается информация: "Кирилл Анатольевич просил передать, что его срочно вызывают на совещание в министерство, поэтому собрание трудового коллектива переносится с 11 часов на 16 часов. Оно состоится, как и оговаривалось, в актовом зале. Не забудьте, что после обеда должны привезти оргтехнику. Компьютеры выгружайте в аудиторию № 15, принтеры – в комнату психологической разгрузки, а сканеры и ксероксы – в складские помещения. Если позвонит инспектор по охране труда Фомин, перенесите встречу с 12 часов на 17.30. График работы сотрудников на следующий месяц вывешен на стенде «Профсоюзная жизнь».
Затем в комнату возвращается один из вышедших, и ему уже на словах передается то же распоряжение. Затем заходит следующий, и тот, кто зашел перед ним на словах передает то, что запомнил, и так далее до последнего участника. В результате от первоначальной информации почти ничего не остается. Это яркий пример искажения первоначальной информации. Далее с участниками обсуждаются причины искажения, потери важной информации, что может быть причиной конфликтной и стрессовой ситуации и пути решения. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать от 50 % до 80 % от объема исходной информации. Наиболее эффективным является диалоговое общение.
Джини Грехем Скотт (1991) считает, что у каждого человека в зависимости от жизненного опыта есть собственная классификация трудных в общении людей.
Д. Скотт утверждает, что успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: «Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека».
Она же дает рекомендации по общению с конкретными «трудными» типами людей, однако мы должны иметь в виду, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких типов. Поэтому нижеследующая классификация, предложенная автором, носит условный характер.
Психолог знакомит участников с классификацией конфликтных типов личности Д. Скотт: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик».
«Паровой каток». Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них — подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа. Поэтому при общении с таким партнером, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать такие способы выхода из конфликта, как уклонение или приспособление. Уступив такому человеку в малом, вы поможете ему успокоиться. Если же вы решили бороться за свои права, желательно дать «паровому катку» выпустить пар, снизить эмоциональное напряжение. Не перечьте ему в это время. А затем спокойно и уверенно изложите свою точку зрения, ни в коем случае не критикуя его подход, иначе вместо конструктивного решения вы спровоцируете враждебное отношение к себе. Ярость «парового катка» можно подавить только собственным спокойствием.
«Скрытый агрессор». Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они исполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать открыто. При возникновении трудностей общения с подобным «оппонентом» при возможности лучше уклониться от общения с ним, но в случае необходимости взаимодействия желательно выявить конкретный факт причинения зла и сказать такому человеку, что вам известно, что именно он совершил, то или иное действие против вас. Приведите ему доказательства, если он будет оспаривать ваши факты. Однако сохраняйте при этом спокойствие, не давайте ему повод для агрессивного нападения. После того как вы разоблачили его, попытайтесь определить скрытые причины подобного поведения. Если вы поймете их, то вам легче будет прийти к общему решению. Быть может, он считает вас конкурентом, стремится получить то, что вовсе не нужно для вас (например, должность, внеочередной отпуск).
«Разгневанный ребенок». Эти люди не злы по своей природе, но время от времени взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них «земля уходит из-под ног» и они теряют контроль над ситуацией. Будь то родитель, который кричит на сына-подростка, или начальник, топающий ногами на подчиненного, причина вспышки может быть одна и та же: «разгневанный ребенок» боится потерять авторитет, власть, боится не справиться с ситуацией.
Если у вас нет возможности уклониться от контакта с таким человеком, то лучше всего в момент вспышки не перечить ему, дать накричаться, убедить его в том, что вы слушаете его. То есть он должен быть уверен, что по-прежнему контролирует ситуацию, это его успокоит. После вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, раскаяние, поэтому лучше всего не заостряйте внимание на случившемся, не напоминайте и не упрекайте его в содеянном. Переведите разговор на решение проблемы, не настаивайте на извинении перед вами, а если извинения последовали без вашей просьбы, примите их тут же, без анализирования случившегося. Помогая «разгневанному ребенку» вновь почувствовать себя спокойно, уверенно, вы тем самым приблизите обоих к моменту конструктивного решения проблемы.
«Жалобщик». «Жалобщики», как реалистичные, так и параноидальные (они жалуются на воображаемые обстоятельства, как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих. Если «жалобщик» говорит вам о ком-то другом, можно либо поддакивать, либо возразить ему. Но лучше сначала просто его выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с тем, что он говорит. Может, единственное, что ему необходимо, — быть выслушанным, и вы тем самым возвратите ему ощущение собственной значимости. Выслушав, используйте технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы, дайте ему понять, что вы услышали его слова. Затем лучше всего перевести разговор на другую тему. Если же он вновь и вновь будет возвращаться к теме своей жалобы, спокойно и уважительно прервите его, переключите на решение проблемы, а не на ее описание. Можно спросить его: «Что бы вы хотели сделать в данной ситуации?» Скорее всего, у «жалобщика» нет готового рецепта, тогда вы спросите: «Чем я могу вам помочь?» Если и тут ситуация не прояснится, попробуйте вместе с ним придумать, какой конкретный человек (или люди) может помочь в этой ситуации. Например, это может быть специалист-дефектолог для ребенка, семейный психотерапевт, тренер спортивной секции и т. д.
«Молчун». Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность и др., и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина. Лучше всего с целью выяснения этого задать «молчуну» несколько открытых вопросов ( например: «Что вы думаете по этому поводу?»). Но не перегибайте палку: если вопросов будет слишком много, «молчун» еще больше может замкнуться, ибо ваш разговор будет похож на допрос. Причем необходимо учитывать и возможные природные особенности человека: если он обычно малоразговорчив и медленно действует, то вы, задав ему какой-либо вопрос, не торопите его с ответом, не подгоняйте (ему необходимо больше времени для ответа). Если этот человек заговорил с вами, не старайтесь тут же заполнять возможные в этом случае паузы в разговоре. Не торопите его, дайте обдумать и высказать ему все, что он хочет, в удобном для него темпе. В противном случае он вряд ли захочет продолжать общение с вами. Главное при взаимодействии с такими людьми — доброжелательное отношение к ним.
Соблюдайте чувство меры: если вы видите, что общение с вами тяготит «молчуна», не настаивайте, не вовлекайте его в разговор против его воли. Возможен вариант, когда вы, размышляя вслух, говорите о причине молчания партнера: «Мне кажется, что вы чем-то расстроены.». Однако такой способ помогает далеко не всегда: если человеку неприятно то, что вы сказали, или вы ошиблись в своем предположении, он может прекратить общение вовсе.
«Сверхпокладистый». Когда такие люди встречаются нам, они кажутся приятными во всех отношениях: поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараясь понравиться всем окружающим. Но, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека, а он в ответственный момент подводит вас, не выполнив того, что обещал. Если вы вынуждены общаться с таким человеком, скажите ему, что для вас самое главное — правдивость. Пусть он обещает сделать для вас только то, что действительно в его силах. Объясните, что вы будете относиться к нему лучше не в том случае, когда он соглашается с вами во всем и обещает помочь во всем, а когда он будет говорить вам правду о том, что он думает и что делает. Однако этот человек должен видеть и с вашей стороны подобное поведение.
Безусловно, указанная типология носит лишь условный характер, и в жизни вряд ли мы встретим чистый тип «сверхпокладистого» человека, «скрытого агрессора» или «разгневанного ребенка» и т. п. Поэтому наша главная задача — распознав конфликтную личность, реагировать на ее поступки так, чтобы не усугублять конфликт, а попытаться прийти к конструктивному решению.
В практике работы педагога (как и в общении между любыми категориями людей) конфликты возникают не только при взаимодействии с «трудными» родителями. Очень часто конфликты возникают в ситуациях, когда одна из сторон пытается манипулировать другой.
Упражнение «Разговор по телефону»
Цель. Закрепить понятия, полученные в ходе мини-лекции.
Содержание
Группа делится на 6 подгрупп. Тренер выдает каждой подгруппе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности ( на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «разгневанный ребенок», «молчун», «сверхпокладистый» «жалобщик», и «скрытый агрессор») и объясняет задание, начиная с ситуации: «В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал».
Каждой подгруппе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе.
На подготовку упражнения обычно уходит от 7 до 15 минут. Затем каждая подгруппа инсценирует или зачитывает текст телефонного разговора, а остальные участники определяют тип конфликтной личности.
Обсуждение
Участники делятся своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитателю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.
Мини – лекция «Манипуляции»
Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. Манипуляторов — легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. Манипуляции вредны, поскольку маскируют болезнь той или иной человеческой личности.
Хотя эта проблема немного специфична, ей занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди них такие имена, как Эрик Берн, основатель теории «игр», как отражение психологии манипуляции во взаимоотношениях, и «отец» трансакционного анализа; Дейл Карнеги, выставивший проблему управления людьми в заголовок одной из своих книг; Эверетт Шостром, человек положивший начало комплексному изучению манипулятнвной психологии, и показавший манипуляцию, как проблему современного общества, а так же создавший понятие личностной самоактуализации; Владимир Шейнов, отечественный психолог, работающий над психологией скрытого управления, которому удалось, переработав теории зарубежных психологов, создать отечественную «школу» по изучению манипуляции; Игорь Вагин, также русский психолог создавший концепции манипулятивной психологии в сфере политик, на основе выборных технологий.
Актуализируя проблему, скажем, что манипуляция встречается повсюду, она злободневна, мы встречаем ее, когда видим, как продавцы на рынке обманывают рядовых сограждан и когда на TV разворачиваются грандиозные предвыборные кампании, к тому же к манипуляции относится всем нам столь надоевшая реклама. Для того, чтобы знать в какой области социальных отношений нам пытаются навязать чужую волю, нужно научится понимать манипуляцию и эффективно противостоять ей. А этого нельзя сделать, не понимая до конца того, что скрывается под этим термином.
В связи с тем, что работа педагога связана с общением с большим количеством родителей и детей, он неизбежно сталкивается с различными манипуляциями, предпринимаемыми ими. Чтобы защитить себя и сделать общение эффективным, учитель и воспитатель должны владеть навыками распознавания различных типов манипуляций и способами защиты от них.
Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать» — управлять, использовать, контролировать, оперировать и др. (English Thesaurus, 2001); для понятия «манипулятор» — человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми (Dictionary of Contemporary English, 2003).
E. В. Сидоренко (2001) отмечает, что манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:
слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);
неверием в действенность просьбы;
неверием в действенность убеждения;
стремлением к одностороннему выигрышу;
привычкой манипулировать.
Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.
Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:
психологическое воздействие;
отношение манипулятора к другому как к средству достижения
собственных целей;
стремление получить односторонний выигрыш;
скрытый характер воздействия;
использование силы, игра на слабостях (Сидоренко Е. В., 2001).
Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.
В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций :
1. Провоцирование ваших защитных реакций.
2. Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
3. Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
4. Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».
5. Игра на вашем чувстве безысходности.
6. Игра на чувстве жадности.
7. Использование запланированных «трудных» уступок.
8. Намеренное затягивание времени обсуждения.
9. Провоцирование вашего интереса к партнеру.
1О. «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.
Дать участникам семинара таблицу «Типы манипуляции»
Упражнение «Манипуляции»
Цель. Научить участников тренинга распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике.
Содержание
Группа делится на подгруппы по три-четыре человека (желательно, чтобы число участников в каждой подгруппе было одинаковым). Затем каждая подгруппа просматривает таблицу («Типы манипуляций») и обсуждает, какие типы манипуляций встречаются в
общении педагога с родителями часто (расставить их в порядке приоритета)
общении педагога с детьми (расставить их в порядке приоритета)
общении педагог – педагог (расставить их в порядке приоритета)
После того как подгруппы составят списки наиболее часто встречающихся манипуляций, участники описывают случай из своей практики или из практики своих коллег, иллюстрирующий один из типов, отмеченных в списке. Остальные внимательно слушают и пытаются определить тип манипуляций и ответить на вопрос: «Насколько эффективны были действия педагога, и что можно было сделать лучше?»
Обсуждение
Проходит в кругу. Участники зачитывают свои списки и вырабатывают стратегии поведения в наиболее типичных для педагогического общения ситуациях.
Техники противостояния манипуляциям (и агрессии) :
Любое сообщение состоит из текста (знака, контекста и подтекста. Например, человеку, который вам только что отказал в услуге, вы язвительно (или обиженно) говорите: «Спасибо за готовность помочь!». В данном примере текстом являются, соответственно, сами обращенные слова, контекстом — вся ситуация, когда нам отказали в услуге, а подтекст сообщения следующий: «Еще не выслушав просьбы, ты был готов мне отказать». Противоречие в манипулятивном сообщении может заключаться как внутри текста, контекста и подтекста, так и между этими составляющими сообщения. В приведенном примере есть противоречие между текстом и контекстом с подтекстом.
Чтобы «расклеить» манипуляцию полезно выписать отдельно все «правда, что» содержащиеся в сообщении и отдельно все «неправда, что». В нашем примере, правда, что человек, к которому мы обратились за помощью, отказал нам в услуге и неправда, что мы точно знаем, что он заранее намеревался нам отказать.
Расклейка манипуляций необходима нам не только для того, чтобы вернуть себе потерянную ориентацию, но и для осуществления конструктивного противостояния.
1. Игнорируем подтекст или контекст и реагируем только на прямой текст. В приведенном выше примере на выпад: «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Да не за что», как бы принимая за чистую монету слова манипулятора.
2. Обращаем внимание на то, имеет ли право человек делать то, что делает внутри контекста. Например, «Вы перестали ссориться со своей женой?»,— «Вы в самом деле думаете, что можете меня спрашивать об этом?».
3. Техника наведения тумана. Для использования этой техники нужно избегать импульсивной привычки отвечать на каждый вопрос. Техника предполагает ответ, начинающийся с согласия: в любом манипулятивном сообщении есть часть правды, нужно ее выбрать и искренне с ней согласиться. Уместно использовать с равными (если не зависим от этого человека, в ответ на личностный наезд и в случае, если все, что нам надо — чтобы от нас отстали. Частный случай техники — ответ по существу.
Например, (с сарказмом) : «Вот они, плоды моего либерального воспитания!»,— «Да, что посеешь, то и пожнешь».
Или: «У тебя голова на плечах есть?»,— «Есть».
Или: «Вечно ты опаздываешь!»,— «Правда, сегодня я опоздал».
4. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения. Суть проста: придумываем за что в данной ситуации можно поблагодарить нашего собеседника и активно это делаем.
Например: «Ты совсем совесть потеряла!»,— «Как приятно, что ты заботишься о моем моральном облике».
«Почему ты так поздно возвращаешься?»,— «Я рад, что ты меня с нетерпением ждешь».
5. Уход из контакта. В некоторых случаях коммуникацию лучше просто прервать уходом.
6. Конструктивная конфронтация. Вслух озвучивается расклейка манипуляции. В самом первом приводимом примере, на ироничные слова «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Я правда отказываю тебе сейчас, но это не значит, что я вообще не готова тебе помогать».
7. Конкретизирующие вопросы. Замечательная техника, которая либо остановит напор манипулятора, либо поможет перевести разговор в конструктивное русло. Примеры вопросов: «Кто именно это говорит?», «Когда конкретно это произошло?». К каждому «неправда, что» можно задать конкретизирующий вопрос.
Например, «А вы всегда теперь будете уходить с работы раньше времени?»
Правда, что сегодня я ухожу раньше окончания рабочего дня, неправда, что этот человек видел, что я и до этого случая уходила с работы раньше времени.
Конструктивный вопрос: «А что, кроме сегодняшнего дня, вы еще когда-то видели, что я раньше ухожу?».
8. Вопрос о целях манипулятора. «Чего вы добиваетесь этим разговором? Почему вы заговорили об этом?». Показывает, что мы понимаем скрытые мотивы манипулятора.
Что главное в противостоянии манипуляции? Не играть в предлагаемую игру. Манипулятивную, агрессивную и т. д. Цель противостояния манипуляции — конструктивная защита личных границ, а не нападение на другого человека. Один и тот же ответ, высказанный доброжелательным или враждебным тоном, будет либо конструктивным противостоянием манипуляции, либо агрессивным выпадом. Отвечая агрессией на агрессию мы продолжаем играть в навязываемую нам игру «агрессор-жертва», конструктивно реагируя — мы не позволим втянуть себя в выматывающую перепалку.
Необходимо соблюдать следующие условия:
1. Четкие речевые формулировки.
2. Правильно подобранные интонации.
3. Основательность в ответе, которая достигается с помощью выдерживания пауз перед ответом и неторопливостью ответа, обращенностью ответа в пространство.
Упражнение «Колобок и лисица»
Цель
Закрепление теоретического материала, отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.
Содержание
Участники делятся на 3—4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5—10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.
При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания, что преобладает в их личных стратегиях, какие приемы и по какой причине используются крайне редко.
Упражнение «Нелепая просьба»
Цель. Отработать навыки отказа собеседнику в письменной форме.
Содержание
Группа делится на четное число подгрупп по 3—5 человек. Каждая подгруппа получает задание написать письменную просьбу к администрации детского сада от имени родителей. Письмо должно содержать самую что ни на есть нелепую просьбу, касающуюся ребенка — дошкольника. Например, родители просят заведующего, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как ребенку не нравится та пища, которую готовят в детском саду, и т. д.
После того как все подгруппы будут готовы, психолог собирает письма, запечатывает их в конверты, перемешивает и предлагает каждой подгруппе выбрать по письму. Далее участники «перевоплощаются» в представителей администрации детского сада, они получили письмо от родителей и должны дать на него ответ в виде очень вежливого и тактичного отказа. Например: «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы.» Далее следует отказ.
Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо.
Обсуждение
Тренер спрашивает участников о том, получили ли они удовлетворение от написанного ими ответа родителям и почему. Получили ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им прислала администрация учебного заведения, и почему? Возможна ли подобная форма работы в реальной педагогической практике? Как бы восприняли родители ответ педагогов? Будут ли родители доверять педагогическому составу? Какие еще варианты ответов возможны на каждое из написанных писем?
Отзыв (рефлексия)