Получи документы

Семинар-практикум «Кубики как элемент развития дошкольника»

Пыльнева Ольга
Семинар-практикум «Кубики как элемент развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Кубики любимая игрушка ребенка

Кубики знакомы десяткам поколений детей, и у этой игры есть одна важная особенность: в ней наилучшим образом реализован принцип обучения ребенка через игру.

Кубики – самая популярная детская развивающая игрушка. Благотворное влияние игры с ними на развитие ребенка было доказано учеными в ходе многочисленных исследований. Какими бы кубиками ни играл ребенок, эта игра направлена на обучение: изучение букв или цифр, форм или цветов, осознание физических законов или первое понимание связи причины и следствия.

Публикация «Семинар-практикум „Кубики как элемент развития дошкольника“» размещена в разделах

Почему игры с кубиками полезны?

Когда малыш увлеченно строит башню из кубиков, вам может казаться, что он просто играет, но в это время ребенок:

развивает математические способности: узнает, что такое количество, форма, вес, объем, учится сортировать и группировать предметы;

• экспериментирует с явлениями гравитации и баланса, что улучшает координацию глаз и мышц;

• тренирует воображение, учится выражать идеи, планировать и творить;

• осознает взаимосвязь действия и результата.

Игры с кубиками для детей разных возрастов

Кубики настолько универсальны, что ими могут играть дети всех возрастов.

• до 1 года. Как только вы заметите, что ребенок проявляет интерес к кубикам, покажите ему, как их класть или бросать в контейнер, а потом вытаскивать обратно. Увлекательным занятием для малыша будет и процесс разрушения башни, построенной вами.

• 1–2 года. Подходящей игрой для малышей этого возраста будет сооружение простых строений, таких как башня или стена. Со временем начните складывать друг на друга кубики разных размеров – от большего к меньшему. Для этих игр хорошо подойдут деревянные или пластмассовые кубики.

• 3–4 года. Постепенно игры с кубиками становятся сложнее и интереснее. Малышам постарше предложите сооружать строения из кубиков, используя только детали определенных цветов или форм.

• 5 лет и старше. В этом возрасте ребенок создает сложные сооружения. Это может быть аэропорт, зоопарк, база для машин или замок принцессы. Чтобы игра была еще более увлекательной, попросите его рассказывать о придуманном сюжете игры, задавайте уточняющие вопросы, подавайте свои идеи. Для интересного обучения чтению вы можете выбрать кубики, на гранях которых написаны слоги

и буквы.

Несмотря на огромное разнообразие игрушек, кубики не теряют популярность и уже несколько столетий остаются неизменными спутниками детей во всем мире. Как развивающие игрушки для детей они интересны в любом возрасте. Обязательно познакомьте своего ребенка с ними, покажите, как строить простые строения, стимулируйте продолжение игры, вовлекайте в неё другие любимые игрушки, придумывайте во время игры интересные сюжеты. Помните, что кубики на первый взгляд кажутся простой и понятной игрушкой, но их потенциал огромен.

ЛЕГО.

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Главной задачей Лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».

Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому Лего - конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация» : беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают.

Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.

Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки : самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.

В Лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд»,

«Безопасность».

Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в Лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.

Деревянный коструктор.

Среди множества доступных сейчас игрушек важно выбирать для ребенка те, которые не только развлекут его, но и помогут развить заложенные в нем природой способности. При этом крайне желательно, чтобы они были сделаны из экологичных материалов. Пожалуй, одной из немногих игрушек, соответствующих всем этим критериям, является деревянный конструктор для детей.

Игрушка для интеллекта.

Первые дидактические игрушки (сортеры, пирамидки, пазлы) учат ребенка находить свое место для каждой детали. Когда он хорошо освоил этот навык, расставлять детали по одной схеме ему надоедает, в ребенке просыпается творец. На этом этапе ему можно предложить деревянный конструктор.

Благодаря деталям разной формы малыш может собрать не только башню или домик, но машины, роботов, животных и другие конструкции. В процессе он развивает сразу несколько навыков:

• мелкую моторику рук;

• самостоятельность;

• усидчивость;

• организованность. Также малыш изучает формы, цвета, учится считать, развивает пространственное мышление. Если ему удалось построить задуманную фигуру, это повышает его самооценку.

• Чем деревянный конструктор лучше пластикового.

Помимо экологичности древесины как материала, деревянные конструкторы имеют еще несколько важных преимуществ:

• шероховатая поверхность дает больше тактильных ощущений, чем гладкий пластик;

• ребенок учится соотносить размер и вес предметов (пластиковые детали могут быть большими, но весить совсем мало, вес деревянной игрушки соответствует ее размеру);

• простые детали без специальных креплений намного проще собирать даже совсем маленьким детям;

• неокрашенные детали можно разукрашивать на свое усмотрение.

Выбирать тип конструктора нужно исходя из возраста и умений ребенка. Для малышей от 1,5 лет подойдут самые простые наборы из кубиков и цилиндров. Для ребят дошкольного возраста можно выбирать более сложные комплекты. Например, в деревянных конструкторах "Томик"

есть треугольники, арки, шайбы и другие фигуры, из который можно соорудить сложные конструкции.

По типу соединения элементов наборы для детей условно подразделяются на две группы:

Конструкторы с плотно фиксирующимися деталями. Это всевозможные модели техники, фигурки животных и героев сказок, а также здания, постройки и сооружения – домики, замки, крепости, башни.

Такой развивающий набор собирается один раз, и затем малыш играет уже с готовым изделием, которое можно смело переносить с места на место и интенсивно использовать в своих играх. На полках магазинов можно найти большое количество разборных моделей. При этом юный строитель вносит произвольные изменения в процессе сборки, меняя блоки местами или убирая лишние.

В процессе работы мальчик или девочка приобретает необходимые в жизни навыки работы по заданной схеме. Если ребёнок пользовался инструкцией и правильно соединил части между собой, у него получится игрушка, «как на картинке», к тому же сделанная самостоятельно.

Такая игра полезна для развития пространственного моделирования, внимания, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца и достигать поставленных целей.

В игровых наборах для соединения элементов используются :

• система паз-шип. Детали конструктора плотно соединяются между собой благодаря выступам и отверстиям. Для фиксации элементов в некоторых случаях используется клей (если входит в набор). Такие конструкторы требуют внимания, усидчивости и аккуратности в работе. Собранный конструктор не только интересно задействовать в детских играх. Он станет стильным украшением детской комнаты и гордостью его владельца. Предназначены такие наборы для детей среднего и старшего возраста;

• крепёжные элементы : болты, шурупы, гайки. При этом в набор входят необходимые рабочие инструменты: игрушечная отвёртка, гаечный ключ, молоток. Собранная модель, в зависимости от того, что предлагает производитель, бывает статичной или подвижной: у машин крутятся колёса, открываются двери. Малыш легко придумает сюжеты для увлекательных игр. Такой конструктор наверняка понравится мальчишкам самых разных возрастов;

• шнур с деревянной палочкой на конце, который нужно продеть через отверстия в деталях. Каждый деревянный элемент нужно нанизать на шнурок по очереди в определённой последовательности. Из цепочки фигурок получится паровоз, гусеница, башенка или россыпь фруктов. Такой деревянный конструктор рекомендован для самых маленьких детей. Малыш будет перебирать фигурки, стараться нанизать их на палочку и сможет в игровой форме изучать основные фигуры и цвета, развивать мелкую моторику пальчиков.

Наборы, состоящие из блоков, которые нужно ставить друг на друга по принципу строительных кирпичиков. Это кубики и конусы, колонны и плиты, балки и элементы крыши, лестницы — запчасти самых разных форм, размеров и цветов. Чаще всего из таких блоков предлагается возвести постройку – башню, замок, крепость, домик или даже обширный сказочный городок.

Такая постройка не отличается большой крепостью и устойчивостью, при неосторожном движении можно ненароком разрушить её. Зато малыш сможет многократно и без особых усилий собирать и разбирать такой конструктор, каждый раз создавая из одних и тех же составных частей что-то новое, неожиданное или даже фантастическое.

Отличительная черта развивающих игрушек этого типа – возможность объединения наборов разных видов и производителей. Это только добавит разнообразия в игровой процесс и сделает его увлекательным и захватывающим.

Выбирать нужные блоки, играть одному или весёлой компанией, строить дом или целый сказочный город – выбор за крохой. Всё это создаёт условия для развития воображения и творческих способностей детей.

Деревянные элементы развивающего набора бывают :

• окрашены яркими красками. Блоки производятся однотонными, разноцветными, с нанесённым краской рисунком. Первый вариант – под слоем краски виден природный рисунок древесины. Другой вариант – плотный непрозрачный слой краски. Главное, чтобы используемая производителем краска была экологически чистой и безопасной для детей. На это нужно обращать особое внимание при выборе деревянного конструктора;

• покрыты бесцветной морилкой или лаком. Текстура дерева на детали остаётся видна, при этом такой элемент защищён от внешних воздействий, его можно чистить влажной тканью;

• не окрашены. Хорошо видна структура дерева, сохраняются природные свойства древесины. Такие детали более натуральны, их без опаски можно предлагать маленькому ребёнку, который всё пробует «на зуб». Играя с неокрашенными кубиками, малыш получает первое представление о структуре древесины, ощущает естественный запах дерева и текстуру. Вместе с тем такие элементы гораздо труднее поддерживать в чистоте – их нельзя мыть водой, ведь необработанное дерево боится влаги;

• не окрашены, предполагают самостоятельное окрашивание ребёнком деталей после сборки. Получившуюся фигурку, модель техники или постройку можно раскрасить красками по своему усмотрению (краска должна быть стойкой и безопасной). Поэтому у разных детей одни и те же конструкторы будут выглядеть совершенно по-разному. Краска для такого конструктора входит в состав набора. Или же можно самостоятельно приобрести акриловые краски для художественных работ и использовать их. Конечно, это вариант подходит только для детей среднего и старшего возраста, и такие работы должны производиться под присмотром взрослого.

Кубики это прекрасный вариант для развития вашего ребенка!

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Кубики как элемент развития дошкольника»
Опубликовано: 21 января 2023 в 11:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Кубики как элемент развития дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Пыльнева Ольга (УИ 2628636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД