МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»

Акматова Айнура Асанкуловна
Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенк овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОУ, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей“» размещена в разделах

Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье : многие родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т. д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.

Всем родителям необходимы педагогические и психологические знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей. Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Для эффективного повышения социальной компетентности родителей необходимо учитывать их социальный статус. Во многих методических пособиях по взаимодействию с родителями авторы выделяют четыре статуса семьи, которые имеют непосредственное влияние на социально-коммуникативное развитие и которые необходимо учитывать при планировании работы по повышению социальной компетентности родителей: социально-экономический; социально-психологический; социально-культурный; социально-ролевой.

Составление социального паспорта семьи, где указывается ее экономический статус, позволяет осуществлять дифференцированный подход к социальному просвещению родителей.

Огромное значение имеет психологический климат в семье, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом и друг к другу. Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении социальной компетентности родителей.

Не менее важна социокультурная адаптация семьи в обществе, поскольку если круг ее интересов ограничен, слаба моральная регуляция поступков, родители не проявляют активности в направлении повышения уровня своих социальных компетенций, с этими семьями нужна серьезная кропотливая работа.

Ситуационно-ролевая адаптация семьи связана с отношением к детям. В случае конструктивного отношения к ребенку, активности семьи в решении его проблем вопросы повышения социальной компетенции родителей решаются в тесном взаимодействии с ДОО, что приносит позитивные результаты.

Поэтому для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи необходимо в начале учебного года провести анкетирование родителей, побеседовать с детьми, понаблюдать за ними в течение дня во время взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию. Именно это становится основой для индивидуального дифференцированного подхода педагогов к вопросу повышения социальной компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с семьей.

Условия работы с семьей :

— целенаправленность, систематичность, плановость;

— доброжелательность и отзывчивость;

— дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-эмоционального бла­гополучия и т. д.).

Основные методы изучения воспитания ребенка в семье :

— анкетирование с помощью проективных методик;

— наблюдение за ребенком в течение дня;

— индивидуальные беседы с ребенком;

— индивидуальные беседы с родителями и педагогами.

Основные формы работы с родителями

Коллективные:

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации и беседы;

— круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии;

— устные журналы;

— тренинги;

— оформление наглядно-информационных стендов;

— подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;

— оформление сайта ДОО для родителей;

— оборудование библиотеки и видеотеки для родителей;

— дни открытых дверей;

— презентации семейного опыта.

Индивидуальные:

— консультации и беседы;

— встречи в семейной гостиной;

— телефон доверия;

— оформление альбома «Спрашивайте — отвечаем» для конкретных семей.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей :

— совместное проведение занятий и досугов;

— дни здоровья;

— семейные и межсемейные проекты;

— разнообразные конкурсы (стен­газет, поделок, рисунков, зимних построек и т. д.);

— аукционы, вернисажи и т. д. ;

— семейные клубы по интересам.

Деятельность педагога по повышению социальной компетентности родителей включает две основные составляющие:

— педагогическую и, по возможности, психологическую помощь в повышении социального и эмоционального интеллекта родителей;

— выполнение педагогом роли посредника по социально-коммуникативному развитию детей между дошкольной образовательной организацией и семьей (в целях выработки единых правил и норм поведения ребенка в социуме).

Причем работу с семьей необходимо планировать по тем же направлениям, по которым строится образовательный процесс с детьми (взаимоотношения с ребенком в игровой деятельности, воспитание уверенности в себе, ценностного отношения к труду, формирование эмоциональной отзывчивости, толерантности, развитие навыков безопасного поведения в социуме, ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами и т. д.).

Помочь семье ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребенка, создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми и найти пути их решения — вот вопросы, которые должны быть постоянно в центре внимания педагога. Причем взаимодействие с родителями в данном случае важно направить не только на формирование их социальной компетентности, но и на объединение требований к ребенку со стороны всех членов семьи, акцентирование совместной деятельности дошкольной образовательной организации и родителей.

Во взаимодействии с семьей важно использовать все формы работы, разнообразные методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к проблеме, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Особенно эффективны постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Следует подчеркнуть, что использовать методы работы с родителями необходимо в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Причем взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости получения дополнительных знаний по социально-коммуникативному развитию детей. Родители должны чувствовать, что педагог нуждается в них, в объединении усилий, что они — его союзники, и он не может обойтись без их совета или помощи.

Родителям следует не только сообщать какие-либо знания, стимулировать их интерес к вопросам социально-коммуникативного развития детей, но и формировать свою родительскую позицию. Педагог должен всегда помнить, что семья способна как помочь ребенку разрешить конфликт, так и внести конфликт в его внутренний мир. Непосредственно воспринимая атмосферу своей семьи, подражая взрослым, дошкольник перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру. Во многом от родителей зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции ребенка. Непонимание его интересов, потребностей могут вызывать негативные переживания у детей и оказывать решающее влияние на эмоциональное самочувствие, определяя психическое состояние, от которого существенным образом зависит, каким во взрослой жизни будет его отношение к окружающей действительности, людям и самому себе.

Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей ребенка, отсутствия единства требований к детям. Именно в этих случаях на помощь семье должен прийти педагог, подсказать или вместе с родителями найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому под высокимуровнем социальной компетентности родителей подразумевается не только совокупность знаний по социально-коммуникативному развитию, но и потребность воспитывать у детей социальные навыки поведения в обществе, умение анализировать собственные просчеты, находить их причины и т. д.

Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с воспитателем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных стенгазет и альбомов, пошив игрушек, какие-либо семейные и межсемейные проекты и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному труду на участках ДОО или попросить рассказать детям о своей работе. Все это формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Можно привлечь родителей вместе с их детьми к участию в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями народов, живущих в России (наверняка среди них найдутся представители разных национальностей). Это формирует у каждого ребенка уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, национальности.

Огромное значение имеют постановка общих спектаклей, подготовка к ним элементов декораций и костюмов. Желательно, чтобы в таких мероприятиях участвовали педагоги, дети разных возрастных групп и их родители. Следует подчеркнуть, что такая совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОО, где существует определенная, искусственная изоляция дошкольников разного возраста, ограничивающая спектр их общения с детьми другого возраста и взрослыми. Расширение круга общения обеспечивает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества.

Праздники и спектакли, которые сообща подготавливаются в клубах, студиях и секциях, в повседневной жизни, не только являются радостным результатом совместной с родителями деятельности, но и формируют у дошкольников «эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации» (по ФГОС ДО). К ним никак не подходит сухой и выхолощенный термин «мероприятия». Ученые дали более точное определение — интегрированный продукт, подчеркнув тем самым, что это, с одной стороны, своеобразный итог всего образовательного процесса, а с другой — привнесение в общее дело чего-то своего каждым участником. Важно отметить, что подобная организация клубной, студийной и секционной работы способствует самореализации каждого и взаимному обогащению всех. Взрослые выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия с детьми, занимая не назидательную учебно-дисциплинарную позицию, а общаясь с ребенком на равных. Именно в процессе непосредственного участия в общем деле дети усваивают их богатейший опыт, поскольку взрослые естественно и непосредственно на собственном примере показывают образцы взаимодействия и поведения в определенных ситуациях. В такой совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми в ДОУ.

На мой взгляд, самая эффективная форма работы с семьей по социально-коммуникативному развитию детей — занятия в семейном клубе, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к каждому ребенку через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего малыша, педагогов и психолога, строящих свою деятельность на основе профессиональных знаний. Причем результативность таких занятий в большей степени обусловлена не только содержанием, но и, главное, качеством общения специалистов с семьей.

В заключение следует подчеркнуть, что качественно и эффективно реализовать все направления программы социально-коммуникативного развития детей возможно только при комплексном решении всех задач и целенаправленном, систематическом и доброжелательном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и каждой семьи.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»
Опубликовано: 20 марта 2022 в 05:10
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД