Светлана Белова
Семинар-практикум «Культура речи педагога — образец для подражания»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогических работников ДОУ
Тема: «Культура речи педагога - образец для подражания»
Подготовила:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Белова Светлана Михайловна
Великий классик русской литературы А. П. Чехов утверждал, что: «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично,
как не уметь читать и писать». СЛАЙД
Речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как именно она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Публикация «Семинар-практикум „Культура речи педагога — образец для подражания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Культура речи человека – это речевая коммуникация, и ее задача – произвести хорошее впечатление на собеседника, т. е. позитивная самопрезентация. На основании того, как человек говорит, можно сделать вывод об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.
В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения, – иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.
Так что же такое Культура речи? (вопрос аудитории)
Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики, СЛАЙД, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. СЛАЙД
Таким образом, выделяется два главных показателя культуры речи – правильность и коммуникативная целесообразность., т. е. как? и зачем?
Культура речи – показатель общей культуры человека. СЛАЙД. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности. СЛАЙД
Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи СЛАЙД. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. СЛАЙД
Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. И подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.
В речи педагогов ДОУ отмечаются следующие недостатки:
• неправильное ударение в словах; СЛАЙД;
• засоренность речи словами-паразитами; Л. В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла. СЛАЙД
• нет четкости и точности в названии предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется; СЛАЙД
• копирование речи малышей, «сюсюканье»); СЛАЙД; частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика);
• использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения;
• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
• нечеткая артикуляция звуков в процессе речи.
ПРАВИЛА (8 Слайдов)
Педагогу необходимо следить за правильным употреблением глаголов.
О некоторых глаголах… (4 Слайда)
В общении с детьми педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и правильно подбирать, и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Бедность словаря педагога, употребление им малопонятных для детей слов, задерживает развитие детей и обедняет их речь.
Речь педагога не может быть ограничена употреблением только простых предложений. Она должна состоять из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
Какие же требования должен предъявлять педагог к своей речи? СЛАЙД
1. СЛАЙД Речь педагога должна быть внятной, содержательной, грамотной, доступной, логической, лексически богатой. Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у тех педагогов, у которых внятная и отчетливая речь, с четким произнесением фраз, слов и каждого звука в отдельности, т. е. при наличии хорошей дикции.
2. СЛАЙД Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
3. СЛАЙД Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, достаточно громкой и не слишком быстрой, способной воодушевлять, увлекать, успокаивать. Способность передавать в речи оттенки чувств, переживаний достигается интонационными средствами: сила голоса, темп, логическое ударение, пауза, ритм, тембр. Торопливость речи недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Так же и монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Обычно лучше воспринимается речь тогда, когда она произносится в слегка замедленном темпе. Сказки, рассказы, стихи, читаемые мастерами художественного слова для детей, как правило, даются в более замедленном темпе, по сравнению с разговорной речью. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечеткой, трудной для восприятия.
4. СЛАЙД Педагог должен говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать). Если необходимо усилить громкость речи, то лучше всего это сделать путем более четкого произнесения слов, замедляя при этом темп речи. Кроме того, речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и к окружающим. СЛАЙД
Знание недостатков, требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога. СЛАЙД
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка!
Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим критерии культуры речи более подробно.
Компоненты речи! СЛАЙД 1) Правильность; 2) точность; 3) логичность; 4) чистота; 5) выразительность; 6) богатство; 7) уместность.
Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно.
ПРАКТИКУМ
Определиться в 2 команды ( по цветам фантиков: оранжевые и зеленые)
Разминка
Найдите похожие по звучанию слова (на скорость).
1. Лисичка – спичка
2. Таблетка – пипетка
3. Самолет – вертолет
4. Чайка – лайка
5. Роза – мимоза
6. Июнь – июль
7. Стенка – пенка
8. Сказка – краска
9. Иголка – ёлка
10. Белка – стрелка
Задание № 1
Проспрягать глаголы: лежать, бежать.
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам.
1 лицо Я лежу — мы лежим. Я бегу – мы бежим.
2 лицо Ты лежишь — вы лежите. Ты бежишь – вы бежите.
3 лицо Он лежит — они лежат. Он бежит – они бегут.
Задание №2
Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Ехать – поезжай (те); бежать – беги (те); махать – маши (те); сесть – сядь (те); лечь – ляг (те).
Задание №3
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
1. Лицо скрыто (вуаль… вуалью
2. Окна занавешены (тюль… тюлем
3. Голова покрыта (шаль) … шалью
4. Вымою голову (шампунь) …шампунем
5. Крышу кроют (толь) …толем
Задание № 4
Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
1. Я встала, сняв ребенка с (колени).
2. В саду много (яблони, (вишни).
3. Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
4. Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
Задание № 5
Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный. Отметьте его.
1. Августовский – августОвский
2. асиммЕтрия – асимметрИя
3. бАнты – бантЫ
4. вклЮчит – включИт
5. газопрОвод – газопровОд
6. диспАнсер – диспансЕр
7. дремОта – дремотА
8. зАдать – задАть
9. зАнять – занЯть
10. звОнит – звонИт
11. катАлог – каталОг
12. красИвее – красивЕе
13. крЕпим – крепИм
14. кУхонный – кухОнный
15. меньшИнства – меньшинствА
16. мусоропрОвод – мусоропровОд
17. никчЕмный – никчЁмный
18. обеспЕчение – обеспечЕние
19. плЕсневеть – плесневЕть
20. пОнял – понЯл
21. премИровать – премировАть
22. принУдить – принудИть
23. слИвовый – сливОвый
24. тУфля – туфлЯ
В завершении хочу напомнить Вам о качествах речи :
Семь качеств нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность!
Спасибо всем за нашу встречу,
За семинар «Культура речи!»