Приложение МААМ

Семинар-практикум «Методика работы с поэтическими произведениями в дошкольном учреждении»

оксана балаюш
Семинар-практикум «Методика работы с поэтическими произведениями в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

Методика работы с поэтическими произведениями в дошкольном учреждении

Воспитатель-методист

Балаюш А. В.

Поэтическое слово (стихи, потешки, байки) занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.

Публикация «Семинар-практикум „Методика работы с поэтическими произведениями в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической.

В повествовательном стихи рассказывается какая-то история. Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта. В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесе.

Самым известным драматургом, который писал свои пьесы стихами, был Уильям Шекспир.

Особенности восприятия детьми поэтических произведений и методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста исследовали В. Бухвостова, Р. Жуковский,

Н. Кирсти, Л. Панкратова, Е. Тихеева, Е. Фльорина и др..

Как же используют поэтические произведения в дошкольном учебном заведении?

И. Предлагаю педагогам дать ответ на этот вопрос самостоятельно.

В дошкольном учреждении поэтические произведения :

читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи (лирические занятия,

учат стихи наизусть,

драматизируют,

инсценируют,

разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений)

В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения. Ученые и психологи выделяют три стадии восприятия поэтического произведения :

Первая стадия - непосредственное восприятие произведения, то есть воспроизведения и переживания образов произведения. На этой стадии ведущую роль играет воображение, произведение воспринимается "сердцем", а потом уже умом.

Вторая стадия - понимание содержания произведения. Ведущим становится мышление, и поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито, оно не отражает эмоциональности восприятия произведения, а углубляет его.

Третья - влияние художественной литературы на личность ребенка как конечный результат восприятия художественных произведений (О. Никифорова).

Понятно, что влияние на личность ребенка должно быть положительным. Поэтому логично, что к произведениям художественной литературы, с которыми знакомят детей, должны быть определенные требования. Какой смысл этих требований по вашему мнению?

Педагоги обсуждают и озвучивают требования относительно произведений художественной литературы, которые используют в работе с дошкольниками.

Требования к поэтическим произведениям :

простота и четкость ритма;

краткость самого стишка и отдельных строк;

простота и ясность знакомых детям образов;

при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших;

разнообразие видов поэзии.

Рассмотрим кратко каждый из вариантов занятий.

В старших группах практикуется проведение лирических занятий. На таких занятиях воспитатель особое внимание уделяет лирической атмосфере. Этот вид занятий интегрирует музыку, живопись, литературу. Центральным звеном этого сочетания является искусство слова, поэтому желательно, чтобы поэтические образы стихотворного текста нашли своеобразное отражение в репродукциях картин, музыкальных произведениях, детских рисунках. Цель этих занятий - воспитывать художественно-Эсте ческое восприятие образной сущности, мелодичности, ритма, красоты поэтического слова, ощущение выражение ности языковых средств, придают особую ЯСК Равой наглядности картинам стихотворения.

Большое значение на этих занятиях предоставляется правильно организованной речевой работе :

- Художественному анализу образной строения стихотворного текста (через конкретные вопросы, выявляющие степень осознания значения выразительных языковых средств,

- Подбор сравнений,

- Уточнений,

- Построение синонимических рядов,

- Поиск антонимических пар.

Выполнение творческих заданий лирического направления, разыгрывание психологических эмоционально ярких этюдов, подбор иллюстраций, рисование по теме, творческая рассказ - все это поможет детям глубже прочувствовать идею и характер стиха, обеспечит особое эмоциональный, привлечет внимание детей к высокой поэзии.

ИИ. Предлагаю педагогам подобрать творческие задания к поэтическим произведениям.

Как вариант занятия на основе поэтических текстов является использование стихов-шуток. Шуточные стихи, стихи-размышления помогают розвитнуты выразительность, точность точность речи, а также способствуют становлению поэтического вкуса, воспитывают интерес к красоте украинского художественного слова. Художественно-образная поэтическая форма этих стихов побуждает ребенка к осознанию интеллектуального, логического задачи через осмысление значения языковых образов. Но благодаря шутливой ситуации дети воспринимают их охотно, весело, как игру, поэтические шутки. Эти фрагменты прекрасно дополняют разнообразные коллективные занятия с будя какой-либо деятельности, оживляют бытовые моменты, поднимают настроение когда-либо украшают детские развлечения. Они пропевдетикою восприятия и осознания детьми народной смеховой культуры.

Советы в организации состоит в том, что для использования этих стихов необходима доброжелательная, приятная атмосфера в группе, воспитатель, поддерживает хорошее настроение детей, демонстрирует им богатые возможности культурного проявления веселого настроения, заинтересовывает логической задачей, поощряет активному сеансу.

Следующим вариантом работы мы рассмотрим изучения стихотворения наизусть. Согласно традиционной методике ознакомления дошкольников с художественной литературой, одним из обязательных фронтальных или групповых видов литературных занятий считалось заучивания наизусть стихов. Но исследования психологов показали, что заучивание наизусть - процесс глубоко индивидуальный, связанный с особенностями памяти, эмоциональной сферы каждого ребенка, поэтому его нельзя приспосабливать к коллективной форме организации занятий. Настаивать на этом - насиловать детскую природу. Современный подход к этому вопросу, который ориентирует воспитателя на организацию индивидуальных форм обучения для заучивания детьми випшив, представляется нам более гуманным и целесообразным.

Есть множество самых дидактических приемов, которые способствуют развитию основных каналов восприятия у детей дошкольного возраста. Особого внимания взрослого требует проявление уважения к природным особенностям ребенка дошкольного возраста. Сколько детей-столько физических, психологических и социальных портретов. Именно поэтому нужно учитывать методы заучивания, которые лучше

подходят ребенку.

Методы заучивания поэтических произведений :

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной линией. Ваши изобразительные способности здесь не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют.

Главное - принцип. Затем, по вашему «картинным планом» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Это так называемая мнемотехника - использование мнемотаблиць.

Демонстрирую мнемотаблицю к изучению стихотворения Ю. Шкрумеляка «Малая Украинский»

Приложение 1

Двигательный

Предлагаете ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» построчно на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.

Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем наугад». Здесь основной принцип заключается в том, что ребенку-кинестетику (то есть такой, которой нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаются и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученный стих можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; Дальнейшем его повторяют при соответствующих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не в строку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухомовленнева опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким детям два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение полностью.

Логический

Не у многих дошкольников ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы вынуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз после вашего считывания чотирохряддя, пусть ребенок вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Какой бы вид занятия вы не выбрали, обязательным элементом его будет физкультминутка. Поэтому не будет исключением и наше заседание. Предлагаю вам немного размяться и выполнить упражнение, которое называется

"Общий ритм».

Цель: дать возможность участникам размять мышцы и отдохнуть.

Время - 5 минут.

Количество участников - без ограничений.

Материалы - не нужны.

Особые требования к помещению - достаточно пространства для выполнения рухавкы.

Процедура: ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая тем самым ритм, который участники, расположенные кругом стоя, должны воссоздать и поддерживать таким образом: участник, стоящий справа ведущего, делает один хлопок, следующий по кругу участник-также один хлопок, и т. д. каждый участник по очереди делает один хлопок в ритме, заданном тренером. Правильное выполнение упражнения производит впечатление, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди.

Такое руханку вы можете использовать в работе с детьми.

Продолжаем работу семинара.

С детьми старшей группы 1-2 раза в год проводят вечера поэзии, на которых дети читают, драматизируют и инсценируют знакомые стихи.

ИУ. Определите произведения, которые можно драматизировать.

Из предложенных произведений педагоги выбирают, которые можно драматизировать.

Работа над игрой-драматизацией начинается с подбора художественного произведения. Сюжет его должно быть динамичным и интересным, богатым диалоги, яркие персонажи. Без этого невозможно заинтересовать детей произведением, его героями.

Игра-драматизация. Она заключается в изображении, разыгрывании в лицах литературных произведений с сохранением последовательности эпизодов. Сюжет игры, последовательность событий, роли, поступки, речь героев определяются текстом литературного произведения. Игра-драматизация происходит заздале гидь заданным сюжетом и предусматривает роли, регламентированы пределами авторского текста. Детям необходимо дословно за помнить текст, осознать ход событий, образы героев сказки или рассказы и изобразить их именно такими, какими во ны в произведении. Литературное произведение своему содержанию определяет, какие действия необходимо выполнять, однако он не содержит указаний относительно способов их воплощения - движений, мимики, интонации. Такая игра значительно сложнее для детей, по сравнению с той, в которой наследуется увиденное в жизни. Она помогает усви Обратитесь идею произведения, его художественную ценность, учит детей вы ражать свои чувства, способствует развитию памяти, речи, проявления самостоятельности, творчества в отборе изобразительных и выразительных средств для создания образов.

Игра-драматизация осуществляется в несколько этапов:

1) подготовка к игре-драматизации, которая охватывает мероприятия направлены на усвоение литературного текста: чтение или рассказывание текста воспитателем; прослушивания текста в звукозаписи; беседа с детьми об особенностях характеров голосов персонажей; перевод содержания текста во время которого дети закрепляют в своей памяти последовательность событий, происходящих прямой речи персонаж и м и др. ; перевод по выполненным детьми иллюстрациями, сюжетными рисунками, подготовка атрибутов (масок - их можно рисовать, вырезать) и т. п. ;

Демонстрирую примеры масок для раскрашивания.

Приложение 2

2) обогащение знаний детей о персонажах и событиях, при которых идет речь в игре; упражнения в выразительном чтении текста, подготовка атрибутов и декораций. Этой цели служат специальные игровые упражнения, направленные на поиск и развитие водовороты жального средств (имитационных движений, чувств, ходы, мимики и т. д., необходимых для создания образа;

3) собственно игра-драматизация, в которой развиваются творческие способности детей.

Игра на тему литературного произведения. Дети дошкольно го возраста относительно легко воплощают в игре сюжет литературного произведения. Отдельные герои настолько приходятся им по душе, что дети называют себя их именами, ориентируются на их поведение. Игры темы литературных произведений меньше привязаны к сюжету и композиции конкретного произведения, чем игры-драматизации. Они могут объединять события из различных литературных источников, произвольно интерпретировать их содержание, предусматривать новых героев.

Инсценировка, или Инсценировка (лат. in - на и scaena - сцена) - переработка литературного произведения (прозаического, поэтического) для постановки его на сцене или для радио-или телеспектакль. И. цель средствами драматургии передать идейно-художественное содержание инсценировано произведения, здесь возможна и его интерпретация.

Как обладают выразительными средствами для создания образа наши педагоги, мы согласие проследить в ходе инсценировки стихотворного произведения.

V. Как жук строил себе домик

Инсценировка по стихотворению Анны Чубач «Жук малый и мохнатый»

Приложение 3

Наголовник для инсценировки

Приложение 4

После инсценировки педагоги оценивают артистические способности коллег.

А подытожить наш семинар мне хотелось бы словами Гордона Драй донья - новозеландского писателя, издателя и исследователя, который более 30 лет занимается изучением методов обучения. Также является продюсером более 22 телевизионных проектов, посвященных проблемам образования. Соавтор книги "Революция в обучении".

«Имеет значение только то знание, которое используется на практике».

Поэтому пополняйте свои знания, внедряйте в свою работу с детьми. Не ограничивайтесь только знаниями представленным вам на таких мероприятиях, как наш. Занимайтесь самообразованием, интересуйтесь новинками литературы, ведь как гласит народная мудрость:

«Кто учится без книги, тот черпает воду решетом».

Домашнее задание: разработать презентацию к программного поэтического произведения.

Приложение 1

Ой, оденусь

в воскресенье

В вышитую рубашку

В красную

спидничину

И в кораллы на шнурке

Заплету я свои косы

И возьму венчик

из руты

Еще базиликом

заквитчуся,

Или от меня

Лучший быть?

А на ноге

сапожки

Красненькие,

сафьяновые!

Я - маленькая украинском -

Будьте все мне

здоровы!

Приложение 3

Как жук строил себе домик

Инсценировка по стихотворению Анны Чубач «Жук малый и мохнатый»

Персонажи.

Василек, Степан, Жук, Улитка, Корова, муравьи, Пчелка, Птичка, Лягушка, Сорока, Шмель, Комар, Змея. (Кроме первых трех ролей, которые являются главными, все остальные «разовые» роли могут выполнять лишь несколько детей, одевая в течении действа соответствующие наголивничкы и говоря то за одного, то другого персонажа).

Декорации.

С левой стороны - передняя стена сельского дома с окошком и приоткрытой дверью. Посередине - мостик на фоне озера. С правой стороны - зеленая лужайка: изготовленные из бумаги трава, стебли, листья растений и цветы специально увеличены. Под большим листом сидит грустный Жук. Вдоль него, несколько на расстоянии, стоят Василек Степка.

Василек. (Показывает на Жука).

Жук малый и мохнатый

Всю жизнь прожил без дома.

Днем от холода дрожал,

А ночью от страха обалдел.

Степка.

Дождик спинку обливал,

В душу грусти нагонял.

Жук. (Вздыхает).

Ох, надоело мне жить

Во дождями и на ветру.

Пусть малый и мохнатый -

Хочу я своего дома!

Появляется Улитка.

Жук. (Показывает на него).

Он ползет маленький Улитка

По тропинке возле пруда.

Ишь в Улитки вся спинка

Хорошо скрытая в избушку.

Жук встает и подходит к Улитки. Мальчики также становятся вдоль них.

Василек.

Жук в Улитки спросил.

Жук.

Кто тебе домик дал?

Степка.

Улитка гордо похвастался.

Улитка.

Я с избушкой родился!

Степка.

Затем Улитка засмеялся

И в хатиночци скрылся.

Улитка натягивает свой рюкзак-домик на голове и исчезает. Василько со Степана идут в дом и становятся на пороге. Жук, опомнившись, быстро бежит за ними.

Василек.

Жук обиделся, прибежал

И на наш низкий порог.

Жук с любопытством заглядывает за дверь.

Степка.

Удобно в сенях расположился,

Наш дом разглядел,

Потом спросил у брата.

Жук. (Поворачивается к Василько).

Где взялась ваш дом?

Василек.

Кто же, кроме тебя, и не знал

Дом папа построил!

Жук. (Обиженно).

Ты бы на меня посмотрел

Я сиротой родился!

Опустив голову, уходит.

Степка.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Методика работы с поэтическими произведениями в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 2 августа 2013 в 10:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Методика работы с поэтическими произведениями в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем оксана балаюш (УИ 118759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД