Ольга Толкунова
Семинар-практикум на тему «Игровой набор «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Семинар -практикум на тему «Игровой набор «Дары Фрёбеля»
Подготовила :
учитель-логопед Толкунова О. Ю
Мончегорск 2021г.
Семинар-практикум «Игровой набор «Дары Фрёбеля»»
Публикация «Семинар-практикум на тему „Игровой набор „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста Фридрих Фрёбель. Он родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Фрёбеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад». Ф. Фрёбель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе». В каждом детском саду Ф. Фрёбеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Главная методика Фрёбеля-это игра. Он был из первых,кто понял что именно вовремя игры ребёнок полно реализуется и развивается.
Детские сады Фрёбеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц. Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов – посредников, приобщающих ребёнка к познанию мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».
Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фрёбель разработал 6 «даров».
Через дары по мнению Фрёбеля подводится к пониманию единства и многообразия мира. Мяч- выражает покой и движение, способствует познанию ребёнка единства всего существующего. Куб-символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, делённый на части). Многие известные зарубежные и отечественные педагоги-практики использовали идеи Ф. Фрёбеля в своих педагогических концепциях. Во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего 6 «даров» но в настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Сейчас мы рассмотрим их.
Модуль 1 «Шерстяные мячики»
Включает 8 разноцветных мячиков (красный, жёлтый, голубой, зелёный, белый, фиолетовый, оранжевый, чёрный) диаметром 6 см. Цель игры: знакомства с цветами; первичное понимание формы.
Модуль 2 «Основные тела»
Включает 2 куба цилиндр и шар. Цель игры: знакомства с формами и свойствами предметов развитие исследовательских навыков.
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Включает куб, составленный из 8 кубиков. Цель игры: понимание целого и частей
Модуль 4 «Куб из брусков» Состоит из
8 прямоугольников-«кирпичиков». Цель игры: развитие пространственного мышления, развитие зрительно-моторной координации.
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Включает 18 кубов 6 треугольных призм 12 малых треугольных
Призма. Цель игры: знакомство с понятием квадрата и треугольника; с объёмными формами.
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Включают 18 кирпичиков (продолговатые блоки). Цель игры: знакомства с понятием полуцилиндра.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Включает цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики. Цель: демонстрирует абстракцию, развивает воображение, развитие речи.
Модуль 8 «Палочки»
Включает деревянные палочки пяти разных длин. 6 цветов и неокрашенные. Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Включает кольца и полукольца (малые, средние, большие) шести разных цветов. Цель: представляет идею кривой.
Модуль 10 «Фишки»
Включает фишки (деревянные кружки) Фишки 8 цветов. Цель: демонстрирует что линия состоит из точек.
Модуль 11 «Цветные тела»
Включает цветные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр) Цель: знакомства с геометрическими фигурами
Модуль 12 «Мозайка. Шнуровка»
Включает мозаичное поле 10 на 10 ячеек, деревянные фишки на ножке 6 цветов и 6 шнурков разного цвета. Цель: развитие мелкой моторики.
Модуль 13 «Башенька» Включает треугольные призмы и полуцилиндры а также кубы с вырезом под цилиндр. Цель: развитие воображения.
Модуль 14 «Арка и цифры»
Включает криволинейные фигуры 3 разрезных цилиндра и 9 кубиков с цифрами в кубиках имеются отверстия. Цель: развитие творческих способностей.
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Данный набор представлен по следующим направлениям развития: Социально -коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
А сейчас я предлагаю поиграть с набором «Дары Фребеля».
Первая игра из области «Речевое развитие» : «Назови ласково»
Для этой игры мы возьмем мячики из набора №1 : красный, синий, зеленый и поместим их в мешочек. Вы достаете по одному мячику и называете слово на данный звук. Красный – на гласный звук, синий – на согласный твердый, зеленый – на согласный мягкий.
Эту игру можно проигрывать в старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении звуков.
Как вы думаете, в каких видах деятельности мы еще можем их использовать? (знакомство с основными цветами, понятия «вверх-вниз», «вправо-влево», на занятиях по физической культуре и др.) Давайте отдохнем. Возьмите мячики
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Следующая игра «Создай лицо или мордочку» из области «Социально-коммуникативное развитие. Нам понадобятся модули №7, 9,10.
Выберите карточку и создайте лицо человека или мордочку животного.
Эти карточки могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной состоянием сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных. А теперь отгадайте загадку.
Кто пчеле подарит мёд? Кто на солнышке растёт и душистой и цветной нам кивает головой. (Цветок).
А теперь давайте составим букеты. Для этого нам понадобятся модули №7, 8, 9.
Каждый участник составит букет из трёх «цветков» - фигур.
- Кто желает, расскажите про свой букет? Какого цвета?
- Что развивает эта игра? (сенсорные навыки, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).
- Какие красивые букеты вы сделали! А теперь сложите фигуры обратно в коробочку. Спасибо, мне очень понравилось с вами играть. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Семинар -практикум на тему «Игровой набор «Дары Фрёбеля»
Подготовила :
учитель-логопед Толкунова О. Ю
Мончегорск 2021г.
Семинар-практикум «Игровой набор «Дары Фрёбеля»»
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста Фридрих Фрёбель. Он родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Фрёбеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад». Ф. Фрёбель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе». В каждом детском саду Ф. Фрёбеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Главная методика Фрёбеля-это игра. Он был из первых,кто понял что именно вовремя игры ребёнок полно реализуется и развивается.
Детские сады Фрёбеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц. Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов – посредников, приобщающих ребёнка к познанию мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».
Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фрёбель разработал 6 «даров».
Через дары по мнению Фрёбеля подводится к пониманию единства и многообразия мира. Мяч- выражает покой и движение, способствует познанию ребёнка единства всего существующего. Куб-символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, делённый на части). Многие известные зарубежные и отечественные педагоги-практики использовали идеи Ф. Фрёбеля в своих педагогических концепциях. Во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего 6 «даров» но в настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Сейчас мы рассмотрим их.
Модуль 1 «Шерстяные мячики»
Включает 8 разноцветных мячиков (красный, жёлтый, голубой, зелёный, белый, фиолетовый, оранжевый, чёрный) диаметром 6 см. Цель игры: знакомства с цветами; первичное понимание формы.
Модуль 2 «Основные тела»
Включает 2 куба цилиндр и шар. Цель игры: знакомства с формами и свойствами предметов развитие исследовательских навыков.
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Включает куб, составленный из 8 кубиков. Цель игры: понимание целого и частей
Модуль 4 «Куб из брусков» Состоит из
8 прямоугольников-«кирпичиков». Цель игры: развитие пространственного мышления, развитие зрительно-моторной координации.
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Включает 18 кубов 6 треугольных призм 12 малых треугольных
Призма. Цель игры: знакомство с понятием квадрата и треугольника; с объёмными формами.
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Включают 18 кирпичиков (продолговатые блоки). Цель игры: знакомства с понятием полуцилиндра.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Включает цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики. Цель: демонстрирует абстракцию, развивает воображение, развитие речи.
Модуль 8 «Палочки»
Включает деревянные палочки пяти разных длин. 6 цветов и неокрашенные. Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Включает кольца и полукольца (малые, средние, большие) шести разных цветов. Цель: представляет идею кривой.
Модуль 10 «Фишки»
Включает фишки (деревянные кружки) Фишки 8 цветов. Цель: демонстрирует что линия состоит из точек.
Модуль 11 «Цветные тела»
Включает цветные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр) Цель: знакомства с геометрическими фигурами
Модуль 12 «Мозайка. Шнуровка»
Включает мозаичное поле 10 на 10 ячеек, деревянные фишки на ножке 6 цветов и 6 шнурков разного цвета. Цель: развитие мелкой моторики.
Модуль 13 «Башенька» Включает треугольные призмы и полуцилиндры а также кубы с вырезом под цилиндр. Цель: развитие воображения.
Модуль 14 «Арка и цифры»
Включает криволинейные фигуры 3 разрезных цилиндра и 9 кубиков с цифрами в кубиках имеются отверстия. Цель: развитие творческих способностей.
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Данный набор представлен по следующим направлениям развития: Социально -коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
А сейчас я предлагаю поиграть с набором «Дары Фребеля».
Первая игра из области «Речевое развитие» : «Назови ласково»
Для этой игры мы возьмем мячики из набора №1 : красный, синий, зеленый и поместим их в мешочек. Вы достаете по одному мячику и называете слово на данный звук. Красный – на гласный звук, синий – на согласный твердый, зеленый – на согласный мягкий.
Эту игру можно проигрывать в старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении звуков.
Как вы думаете, в каких видах деятельности мы еще можем их использовать? (знакомство с основными цветами, понятия «вверх-вниз», «вправо-влево», на занятиях по физической культуре и др.) Давайте отдохнем. Возьмите мячики
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Следующая игра «Создай лицо или мордочку» из области «Социально-коммуникативное развитие. Нам понадобятся модули №7, 9,10.
Выберите карточку и создайте лицо человека или мордочку животного.
Эти карточки могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной состоянием сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных. А теперь отгадайте загадку.
Кто пчеле подарит мёд? Кто на солнышке растёт и душистой и цветной нам кивает головой. (Цветок).
А теперь давайте составим букеты. Для этого нам понадобятся модули №7, 8, 9.
Каждый участник составит букет из трёх «цветков» - фигур.
- Кто желает, расскажите про свой букет? Какого цвета?
- Что развивает эта игра? (сенсорные навыки, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).
- Какие красивые букеты вы сделали! А теперь сложите фигуры обратно в коробочку.
Спасибо, мне очень понравилось с вами играть. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка.