Получи документы

Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»

Наталья Тутуркина
Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»

Здравствуйте, я очень рада вас видеть!

«Звёздный час» - это фраза взята из авторского предисловия к сборнику исторических новелл «Звёздные часы человечества» Стефана Свейга. В нём он писал «Каждый шаг эпохи… созревает исподволь… из миллионов в пустую протекающих только один становится подлинно историческим – звёздным часом человечества…». Итак, звёздный час – это мгновение, которое предопределяет судьбу сотен поколений, направляет жизнь отдельных людей, целого народа или даже человечества.

Публикация «Семинар-практикум на тему „Интеллектуальная готовность к школе“» размещена в разделах

Сейчас звёздным часом называют либо вершину успеха, либо переломный решающий момент в жизни человека. Многие родители мечтают о звёздном часе для своих детей. И чтобы он наступил, надо много трудиться малышу. А верными помощниками для него должны стать вы – родители.

Этой осенью или через год наши дети пойдут в школу. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом, но вначале поиграем.

1. «Давайте знакомиться»

Каждый участник называет своё имя и рассказывает о своём отношении к нему. «Расскажите о своём имени, нам это интересно».

Цель: Знакомство с участниками семинара, презентация себя.

2. упражнение «Пожелания»

Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг – другу и подумаете, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть, красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Теоретическая часть.

Спасибо, очень хорошо. Чувствуете, как тепло и уютно стало в этом зале. И мы переходим к основным вопросам нашего семинара.

Как я уже сказала, выделяют три аспекта школьной зрелости :

- интеллектуальный;

- эмоциональный;

- социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Остановимся на развитии психических процессов.

Первый компонент интеллектуальной зрелости это память. В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии, но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Для развития памяти способствует заучивание стихов, потешек, песенок, рассказывание прослушанных сказок, наблюдения на прогулке.

Существует зрительная память, слуховая память. Слуховая память имеет особенно большое значение в развитии ребёнка. Всё, что известно малышу – дошкольнику, он узнаёт на слух. Этим же способом он будет усваивать 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память это память на переживании. То, что у ребёнка вызывает эмоции запоминается без труда и на более длительный срок.

Вторым компонентом интеллектуальной зрелости является мышление. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т. д. Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно действенное (познание с помощью манипулирования предметами – характерно для младших дошкольников).

2. Наглядно образное (познание с помощью представлений предметов и явлений – средний и старший дошкольный возраст).

3. Словесно - логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений – развивается к 5 – 6 годам).

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на образы. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивает мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно следственных связей, способности рассуждать.

Третий компонент – внимание. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, ребёнок ещё не может управлять своим вниманием. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание, при выполнении заданий по образцу (нарисуй, напиши, сравни и найди отличия).

Следующий компонент – восприятие. Это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Существует восприятие цвета, формы, величины, ориентировка в пространстве и во времени.

Ещё один компонент – это воображение. Воображение это психологический процесс создания нового в форме образца или идеи, оно развивается и формируется в течении всей жизни человека. А ребёнку оно даёт возможность представить себя во время игры лётчиком, моряком, артистом. Неоценима роль воображения в творчестве ребё нка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т. д. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути. В школе воображение становится важной предпосылкой обучения по всем дисциплинам.

Практическая часть.

1. Подумайте и ответе, какой из компонентов интеллектуальной зрелости у вашего ребёнка западает или плохо развит, отсутствует.

2. Поработайте в группах над этими проблемами и обсудите пути решения.

Теоретическая часть.

Нам ещё осталось рассмотреть два аспекта школьной зрелости : эмоциональный и социальный.

Об эмоциональной зрелости говорит:

- уменьшение импульсивных реакций;

- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствует:

- потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп;

- способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В нескольких словах эмоционально волевая готовность – это умение слушать и умение слушаться. Это одно из основных показателей проявления волевых усилий.

Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребё нка:

- закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение;

- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

- использовать игры типа: «Сделай также», «Конструирование» (по образцу, «Найди пять отличий», «Да и нет не говорите».

3. Учить доводить начатое дело до конца.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребёнок должен регулировать свои эмоции, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки.

По отношению к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам ребёнок должен иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечание учителя. В результате может оказаться «школа – плохая», «учитель – злой» и т. д.

Публикации по теме:

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Готовность ребенка к школе Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые,.

Готовность ребенка к школе В психологии рассматривается понятие «школьной зрелости» - это овладение знаниями и умениями, способами мотивации и другими поведенческими.

Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Когда ребенок достигает 6-7-летнего возраста, многих родителей начинают.

Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к школе Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Семинар — практикум для педагогов на тему «Актуальность работы с родителями в оздоровлении детей дошкольного возраста». Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии».

Семинар практикум для родителей «Формирование у детей 7-го года жизни психологической готовности к школе» Цель: привлечение внимания родителей к проблеме психологической готовности детей к школе. Задачи: 1. Повышать психологическую компетентность.

Семинар-практикум на тему: «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики.

Семинар-практикум с родителями в подготовительной группе «Что такое готовность к школе?» Целевая аудитория: родители детей подготовительной группы. Форма проведения в контексте ФГОС ДО: ФГОС говорит о приоритете непрерывного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 21:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД