Лучший педагог года

Семинар-практикум «Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»

Елена Мочалова
Семинар-практикум «Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»

Добрый день, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала свидетелем разговора двух молодых мам. Они говорили о том, что: «Сказки далеки от современной реальной жизни, и они не полезны для малышей. В них много подробностей, которые могут напугать детей. Сказки слишком страшные и примитивные».

Публикация «Семинар-практикум „Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду“» размещена в разделах

Вот такие сомнения о пользе и актуальности сказок возникают в современном обществе. Как вы думаете надо ли читать сказки детям? Вопрос риторический. Безусловно, нужно. И мне приятно осознавать, что в этом зале собрались люди, разделяющие это мнение. Сказки не примитивны! Пусть их язык простой, пусть сюжет прозрачный и предсказуемый, но именно поэтому сказки продолжают увлекать малышей, производят на них огромное впечатление.

Сегодня я предлагаю рассмотреть сказочный материал нетрадиционно. Для этого возьмем за основу рекомендации автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера.

СЛАЙД 2

Цель теории решения изобретательских задач – не только развить фантазию детей, а учить мыслить системно, понимать происходящие в них процессы.

Такой подход создает возможность и воспитателю, и детям понимать, что в сказке или в герое сказок хорошо, а что плохо, как создать такую ситуацию, где бы герой смог исправиться. Русская поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выяснить в чем этот «намек», понять его суть – в этом состоит главная задача.

В работе с детьми я широко использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Давайте посмотрим на некоторые из них и попробуем узнать о какой они сказке.

Правильно, это сказка Теремок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Приглашаю на сцену 6 человек из зала.

Вам, уважаемые участники я предлагаю оживить овалы, дорисовав необходимые детали. Это и будут герои нашей сказки. Герой, приходящий в «Теремок» сможет попасть внутрь только тогда, если он скажет, чем похож на хозяина теремка. Попав в «Теремок» гость становится хозяином и ждет прихода следующего гостя.

А продолжить свое выступление мне бы хотелось словами Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание?

ТРИЗ технология дает возможность научить дошкольников находить, понимать и решать противоречия.

Противоречиями насыщены и сказки. «Теремок разрушился. Это хорошо или плохо? Как вы думаете почему?»

(Плохо - животным жить негде, они могут замерзнуть, звери испугались, когда рушился теремок, и т. д.

Хорошо -появилась возможность выстроить новый теремок, построить теремок побольше, чтобы поместились все желающие, тренировались быстро убегать из теремка и т. д.)

Герои сказок обладают различными чертами характера, разное бывает у них настроение. Усвоить «противоположные значения» нам помогает игра «Наоборот». Я назову вам слово, а вы – антоним этого слова.

Злой –

Ленивый -

Веселый -

Трусливый –

Голодный –

Печальный –

Жадный –

Глупый -

Однажды в теремок пришел новый гость. Предположим, это был цыпленок. Звери больше хотят узнать о своем госте. Расскажем о новом госте с помощью системного оператора.

Всестороннее знакомство с явлениями или предметом происходит с помощью системного оператора. Метод системного оператора позволяет посмотреть историю создания предмета, разложить предмет по деталям, а так же заглянуть в будущее предмета. Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

СЛАЙД 4 - 8

Система (объект) : цыпленок

Выявляем подсистему (из чего состоит) : голова, крылья, лапы, клюв, хвостик,

Выявляем надсистему (частью чего является) : птицефабрика

Выявляем прошлое (кем был в прошлом) : яйцо

Выявляем будущее (кем станет в будущем) : курица, петух

После этого возникает много проблемных вопросов, таких например как :

Подумайте, цыпленку безопасно жить в теремке с лесными жителями?

Каким должен стать цыпленок, чтобы он смог выжить в лесном домике?

Какие особые части тела необходимы цыпленку, что бы не смогли его обидел в лесу? И так далее… Такие и еще много других проблем мы решаем с детьми.

Игра «Да – нетка» учит детей выделять главный признак предмета, помогает классифицировать его по общим показателям. А также воспитывает внимательность к высказываниям других детей. Я загадала слово. Чтобы его отгадать вы можете задавать любые вопросы, на которые я смогу вам ответить только «Нет» или «Да». (Загаданное слово «Медведь».)

Еще одна замечательная игра «А что если…» К примеру, мы можем взять такое предположение «А что если медведь был бы легким облаком?»

А сейчас пришло время послушать сказку «Теремок». (Слушаем сказку)

Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?

Как связана сказка «Теремок» с математикой.

Немножечко разомнемся и дадим нашей умной голове отдохнуть:

Кинезиологическое упражнение «Теремок» :

Стоит в поле теремок, теремок.

Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой и правой руки соединяются – имитация «крыши».

Он не низок, не высок,

Приседают – «низок», встают - «высок».

На двери висит замок,

Кто бы тот замок нам открыть помог?

Сцепляют пальцы рук в «замок»

Слева зайка, справа мишка

Кивают головой один раз влево, один раз вправо.

Отодвиньте-ка задвижку!

Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – «крепкий замок».

Слева ёжик, справа волк.

Кивают головой один раз влево, один раз вправо.

-Нажимайте на замок!

Сильнее сжимают пальцы.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

«Открывают замок» - разводят руки в разные стороны.

Невозможно отрицать роль сказочного материала в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно построить диалог, насыщают нашу речь эмоциями, образами, делая ее красивой.

В результате работы с использованием ТРИЗ технологии у дошкольников :

Возрастают интерес и познавательная активность ;

Ответы детей становятся неординарными;

Расширяется кругозор, появляется стремление к новому, развивается фантазия;

Речь насыщается образами;

ТРИЗ работают в повседневной жизни и на других занятиях.

Прикреплённые файлы:

master-klas-skazki_qgm0h.pptx | 12242,92 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми» «Применение методов ТРИЗ - технологии в совместной деятельности педагога с детьми» Цель мастер-класса: Повышение компетентности педагогов.

Особенности лепки в детском саду. Семинар-практикум «…В семье изобразительных искусств, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду» Семинар – практикум Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду». Одной из основных форм общения воспитателей.

Семинар-практикум «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Тема: «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО» Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного.

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ» Подготовили: Андронникова Любовь Ивановна Лушникова Зоя Григорьевна Потомкина Марина Геннадьевна Цели и задачи семинара Цель: формирование.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ»Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ» "Осьминог на охоте. " Задачи: - Обучить подвижной игре с правилами - Приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»
Опубликовано: 19 мая 2017 в 10:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД