Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

Зюлина О.В.
Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

Методическая разработка : Семинар-практикум для педагогов

«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Зюлина О. В.

Цель семинара :повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ посредством использования адаптационных игр.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ“» размещена в разделах

актуализировать знания педагогов о возрастных и психологических особенностях детей раннего возраста;

раскрыть особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

в ходе практической части закрепить умения применять адаптационные игры в работе с детьми раннего возраста.

Ход занятия:

Перед началом занятия проводится разминка - упражнение позволяющее участникам семинара включиться в работу, установить эмоциональное взаимодействие.

Для того чтобы активизировать педагогов и примерно определить их уровень знания по теме, проводится «Мозговой штурм», который содержит следующие вопросы:

- Как вы понимаете слово «адаптация»?

- Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «помощь в адаптации»? (Ответы педагогов)

Затем выполняется практическое задание:

Педагогам предлагается быстро записать на листке бумаги как можно больше слов по теме: «Адаптация ребенка к условиям детского сада». На задание дается 1 минута. Затем варианты зачитываются до тех пор, пока слова-ассоциации не начнут повторяться.

Ответы педагогов дают начало теоретической части семинара, направленной на изучение возрастных особенностей детей раннего возраста и особенностями их привыкания к условиям ДОУ, в соответствии с которыми должна строиться работа педагогов по профилактике социальной дезадаптации воспитанников.

По окончании теоретической части, участникам предлагается выполнить практическое задание:

Для введения соревновательного момента с целью более активной работы, участников целесообразно разделить на две команды.

Каждой команде предлагается сформулировать и записать на отдельных листках факторы (каждый фактор отдельно, от которых зависит характер и длительность адаптационного периода ребенка? На задание отводится 2 минуты.

Проводится самопроверка команд, сопровождающаяся демонстрацией слайда презентации, участники распределяют записи таким образом, чтобы отнести каждую запись к одной из четырех групп факторов, приведенных на слайде. Побеждает команда, наиболее полно отразившая все группы следующих факторов [3] :

Условий воспитания в семье;

• Особенностей детско-родительских отношений, степени привязанности ребенка к матери;

• Организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период;

Возрастных, индивидуальных, психологических, психофизиологических, психогенетических особенностей ребенка (прежде всего темперамента).

На работу по самопроверке отводится 5-7 минут.

Затем в ходе обсуждения ведущий подводит участников к выводу: как каждый фактор в отдельности, так и их совокупность влияют на степень адаптации ребенка к ДОУ.

Далее педагогам предлагается отдельно обратить внимание на такой фактор, как тип нервной системы, лежащей в основе темперамента ребенка.

Затем участникам предлагается выполнить следующие практические задания:

Практическое задание 3:

Каждой команде участников раздаются карточки с описанием поведения ребенка. По описанию необходимо определить тип темперамента. Задание выполняется в течение 2-3 минут, 3 минуты выделяется для обсуждения и проверки выполнения.

По окончании задания, подводится итог: в работе с разными по темпераменту детьми необходимо использовать различные методы работы, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.

Практическое задание 4:

Участникам предлагается, используя имеющиеся карточки с описанием темперамента, подобрать игры для каждого из них. Каждой группе участников выдается набор карточек с видами игр и занятий. На задание отводится 5 минут. Затем выполняется самопроверка по слайду презентации, содержащему таблицу с типами темперамента и подходящими видами игр/занятий.

Холерик:подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы;

Сангвиник:веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком

Флегматик: игры-эксперименты, паззлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок;

Меланхолик: конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»).

По окончании задания участники обсуждают, какую задачу в работе с ребенком каждый из педагогов решал посредством выбора игры.

Затем участников просят вновь обратить внимание на слайд с факторами, влияющими на адаптацию ребенка. Педагогам предлагается ответить на вопросы: можно ли повлиять на тип темперамента ребенка? На условия воспитания в семье? На какой из вышеперечисленных факторов может повлиять педагог?

Совместно участниками делается вывод: наиболее эффективно, используя весь свой профессионализм, педагог может повлиять на организацию воспитательно-образовательного процесса.

Чтобы решить вопрос, каким образом педагог организует этот процесс, ведущий предлагает командам разрешить 2 проблемные ситуации:

Ситуация 1:

Девочка, 2 года, посещает детский сад второй день. В детский сад ее привела мама, переодела ребенка, завела в игровую комнату и ушла. Девочка плачет. Что необходимо сделать?

Ситуация 2:

Мальчик, 1 год 10 месяцев, посещает детский сад вторую неделю. Каждый раз с криком держится за маму. Поняв, что мама ушла, молча садится в отдалении от детей и воспитателя, обнимая свою игрушку. Ваши действия?

В процессе дискуссии педагогов необходимо подвести к мысли о создании игровой ситуации для ребенка.

Педагоги предлагают свои решения. Задача ведущего – развивать каждую ситуацию до тех пор, пока очевидным не станет необходимость использования игры в работе с ребенком. Ведущим используется подсказка: ведущий вид деятельности ребенка в раннем возрасте.

Совместно участниками делается вывод: Учитывая возрастные особенности воспитанника, педагог может создавать благоприятные условия его адаптации. Основной вид общения ребенка со взрослым - ситуативно-личностное общение. Чтобы оказаться в ситуации общения взрослому необходимо создать игру-ситуацию.

Затем подводится итог, в котором резюмируется: не существует ребенка, который не любил бы играть, существует проблема правильного выбора игры для конкретного ребенка.

Внимание педагогов привлекается к широкому многообразию игрового инструментария, используемого в период адаптации детей, приводится классификация адаптационных игр. Один из вариантов этого многообразия – имеющаяся картотека, в которой каждая игра представлена на отдельной карточке с целями и задачами использования.

Практическое задание 5

Используя имеющуюся картотеку адаптационных игр, каждому участнику предлагается выбрать понравившуюся игру и проиграть ее с «детьми». В роли детей выступают сами участники. «Детям» дается инструкция вести себя непосредственно, но в рамках задания.

Роль ведущего состоит в помощи педагогам и стимулировании их к проведению игры. Нельзя критиковать участников, делать замечания и поправки в ходе игры.

По окончании задания проводится рефлексия: что было сложным в задании? Отметил ли кто-то у себя ошибки в проведении игры. Ведущий делает акцент на том, чтобы каждый участник высказывался только о своих действиях.

Затем, с целью подвести участников к соблюдению условий проведения адаптационных игр и занятий, педагогам предлагается ответить на вопросы:

1. Какими должны быть первые игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, индивидуальными или фронтальными?

2. Кто выступает инициатором игр, вовлекает в игру своими действиями, эмоциональным общением?

3. Игры выбираются с учетом возможностей детей или места их проведения?

4. Если не все дети сразу включаются в игру, можно ли начинать ее с небольшой группой желающих?

5. Нужно ли критиковать и исправлять ошибки ребенка во время игры?

6. Можно ли многократно повторять игры?

В качестве самопроверки педагогами используется слайд презентации, на котором поэтапно отображается следующий перечень условий :

Условия проведения адаптационных игр

• Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

• Взрослый выступает инициатором и активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.

Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

• Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.

• Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.

Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

По окончании работы, с целью подчеркнуть значимость игры как способа детской активности в теоретических исследованиях, участникам предлагается игра «Верю – не верю» :

Ведущий последовательно зачитывает суть теории, а участникам необходимо согласиться или опровергнуть ее существование:

Верите ли вы, что:

В теории избытка нервных сил, компенсаторности Спенсера «Игра представляется результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку»?

В теории Гросса: «Игра рассматривалась с позиции укрепления развития наследственных форм поведения и призвана помогать преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее»?

В теории антиципации будущего: «Игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем»?

Теория компенсаторности игры гласит (Фрейд) : «В детской игре бессознательные влечения реализуются символически. Игры очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации»?

Теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Макаренко, Сухомлинский) гласит: «Игра служит источником духовного развития ребенка, т. к. в ней соединяются одновременно стремление, чувствование и представление»?

Подсказка для ведущего: в предложенных вариантах нет ни одного вымышленного.

Ведущий подводит итог занятия: значение игры в развитии ребенка огромно. Не меньшее значение игра оказывает на его адаптационные механизмы. Игра может и должна стать главным подспорьем педагога в воспитании ребенка.

По окончании работы проводится рефлексия в форме группового коллажа.

Участникам предлагается на заранее подготовленных листках в форме кругов по очереди написать ответ на вопрос: какие проблемы решает использование игры в работе с детьми. Круги с записями размещаются участниками на магнитной доске, их содержание озвучивается.

Затем по тому же принципу на заготовленных листах бумаги в форме лепестков, каждый участник пишет и закрепляет на магнитной доске, какие личные качества педагога помогают в решении этих задач. Полученные таким образом цветы, символизируют совокупность полученного на семинаре опыта воспитателей и его взаимосвязь с внутренними ресурсами.

По окончании работы, ведущий предлагает участникам анонимно заполнить небольшую анкету, содержащую оценку эффективности занятия и дополнительный вопрос: «Какие из полученных на семинаре идей я вижу возможным использовать в своей работе?».

Литература:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. / Методическое пособие для воспитателей групп детей раннего возраста – Ирбит, 2013;

2. /Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, издательство ЗАО-«МЦФЭР»,2016г., №8;

3. Адаптация детей дошкольного возраста : проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ авт. -сост. Е. А. Долженко, А. А. Долженко,О. В. Богаткина и другие; под общ. ред. Е. А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с. ;

4. Тренин г общени я с ребенком (период раннего детства). Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Издательство «Речь», 2006. — 176 с: ил. ;

5. Электронный учебник по общей педагогике, электронный адрес: https://kpip.kbsu.ru;

6. Смирнова Е. О., Мещерякова С. Ю., Ермолаева Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста : Методическое пособие для воспитателей. М., 2004;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры, используемые в период адаптации детей к условиям ДОУ Игры, используемые в период адаптации детей к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный.

Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес»Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес» Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес» Подготовила: Филиппова Светлана Николаевна,.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Консультация для педагогов групп раннего возраста «Роль коммуникативных игр в период адаптации детей в ДОУ» Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании.

Консультация для педагогов «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» Особенности адаптационного периодаТрадиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми» Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Взаимодействие специалистов ДОУ (учитель-логопед - инструктор по.

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками»Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком в условиях детского.

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Использование самомассажа в работе с детьми ДОУ» .

Семинар-практикум для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района». Семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста» Содержание 1. Игра, как способ познания 2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника 3. Сенсорное развитие ребенка 4. Игровые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 12:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД