Юлия Макарова
Семинар-практикум «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• повысить теоретические знания и практические умения, навыки родителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности жизнедеятельности детей;
• активизировать совместную деятельность учреждения и родителей по обучению детей ПДД;
• объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по составлению индивидуального безопасного маршрута будущего первоклассника.
Публикация «Семинар-практикум „Обеспечение безопасности на улицах и дорогах“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Оборудование: карточки с цифрами, листы, фломастеры на каждого участника семинара, знаки ПДД; выставка дидактических игр по ПДД.
Ход проведения:
Воспитатель: Дорогие родители! Первого сентября вы поменяете статус родителя дошкольника на статус родителя первоклассника. Для вас это будут новые знакомые, новые хлопоты, и новые переживания о своем ребенке. Особенно вас будет волновать и безопасность вашего первоклашки по дороге в школу и обратно. Цель нашей с вами встречи сегодня – обсуждение наиболее важных вопросов по обеспечению безопасности наших детей на улицах и дорогах.
Прежде чем приступить к практической деятельности, хотелось бы узнать, насколько вы, родители, сами соблюдаете правила дорожного движения.
Предлагаю вам следующую игру. (Каждый берет по 3 карточки с цифрами 1,2,3.) Я задаю вопросы и предлагаю 3 варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. Справитесь? На каждый вопрос на обдумывание даётся 10 секунд.
1. Пристегиваете ли вы своего ребёнка в машине/есть ли у вас детское автомобильное кресло?
1) да, конечно. Без него мы никогда не возим ребёнка. 2) нет, от аварии оно все равно не спасёт. Деньги на него ещё тратить. 3) кресло есть, но пристёгиваемся редко.
2. Перебегаете ли вы со своим ребёнком дорогу в неположенном месте?
1) да, случается часто
2) периодически
3) стараюсь никогда этого не делать
3. Разговариваете ли вы со своим ребёнком, когда переходите дорогу?
1) да, а что в этом такого
2) нет, никогда
3) когда как
4. Автобус приближается к остановке. Ваши действия.
1) бежим к автобусу
2) ждём полного прекращения движения автобуса
3) не помню, не обращал /а внимания
5. Выходя с ребёнком из автобуса, первым выходит:
1) ребёнок
2) родитель
3) когда как
6. Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу?
1) быстро перебежать улицу
2) вернуться на тротуар
3) остановиться посреди дороги
Воспитатель: Как известно обо всём на свете, дети узнают от своих родителей. Первичные навыки безопасного поведения ребёнка на улице должны сознательно прививаться семьёй, именно на Вас, родители, ложится основная обязанность: и только вы можете научить ребёнка безопасно вести себя на дороге, своим личным примером показывать ежедневно, как вести себя на улице.
Ваша задача – вместе с ребенком пройти путь от дома до школы, посмотреть на него с точки зрения безопасности и составить на бумаге схему рекомендуемого маршрута и описание к ней. Необходимо показать на маршруте самые опасные участки. Обязательно обсудите это с дошкольником.
Воспитатель: А знаете ли вы сами, как подразделяются улицы в соответствии с их протяженностью, шириной, интенсивностью движения? Какие в связи с особенностями улиц непредвиденные ситуации могут возникнуть и как их
избежать? Я приведу самые типичные особенности улиц. И масса ситуаций, возникающих на улице.
Вы вышли из дома. Если у подъезда дома движение транспорта, сразу обратите на это внимание ребенка и посмотрите вместе - нет ли машин. Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и "выгляните" : нет ли за препятствием скрытой опасности. Значит, от самого порога необходима повышенная осторожность.
И так шаг за шагом проследуйте по маршруту, объясняя ребенку сложность пути. И чем младше по возрасту ребенок, тем конкретнее должны быть примеры, ситуации, которые вы обсуждаете вместе с ним.
Только активное участие ваших детей в конструировании маршрута заложит в них крепкое знание и принесет максимальную отдачу.
Во время движения по дороге в школу и обратно приучайте ребенка останавливаться, приближаясь к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода. На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту на право (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее право положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево - крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что, пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, когда крупный автомобиль отъедет подальше.
Ваш дом находится далеко от школы и ребенку предстоит несколько остановок проехать на автобусе, пусть даже и школьном? Обговорите со своим школьником эту ситуацию. Нанесите остановку на «семейный» план. Часть его пути пролегает по дворам, между домами? И в этом случае не расслабляйтесь!
Беспечность во дворе тоже опасна!
Обсудите это с вашими первоклашками, что сейчас во дворах тоже много машин. Из-за стоящей может выехать и набирать скорость другая. Или какой-то автомобиль вдруг въедет во двор с проезжей части дороги, со стороны улицы. Если вы идете между домами-многоэтажками, машина может выскочить между ними. Не пропускайте такие особенности маршрута ваших детей! Наносите их на свой план. И обязательно – предварительно обсудив с ними.
Что для нас важно? Чтобы ребенок знал Правила дорожного движения (это арифметика его поведения на дороге) и умел их творчески применять. И, основываясь на этих правилах, мог самостоятельно оценить обстановку на улице и принять правильное решение. А это уже – математика поведения на дороге. Только тогда мы можем сказать, что ребенок следует правилам безопасного поведения на дороге. Очень важный момент: выбирая с ребенком маршрут следования из дома к месту назначения, обязательно обговаривайте направления, по которым ему идти нельзя ни в коем случае. Подробно разберите, и уж никогда, даже если опаздываете, а «опасный» путь короче, не нарушайте принятого
решения. Выходить из дома следует заблаговременно - так, чтобы остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.
Существуют три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания.
Перед переходом дороги необходимо приостановиться, выдержать паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки.
Навык наблюдения.
Ребенок должен научиться видеть окружающие его предметы, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге, так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т. д., закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля.
Ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Чтобы избежать трагедии, взрослые постоянно должны напоминать детям элементарные правила безопасного поведения на дороге до тех пор, пока правильные действия не войдут в привычку. В частности, объяснить ребенку, как опасно переходить дорогу в наушниках, которые не позволяют услышать ни шума приближающейся машины, ни ее звукового сигнала.
Никого не удивляет, что таблицу умножения мы учим наизусть. Она необходима каждому человеку всю его жизнь и каждый день. Точно так же вместе с ребенком нужно выучить и применять каждый день схемы безопасного маршрута «дом-школа-дом», «дом-любое место, которое посещает ребенок-дом». Только постоянное, конкретное, систематическое воспитание безопасного поведения на дороге выработает у ребенка культуру этого поведения.
Воспитатель: Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.
Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых. Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного движения.
И помните о том, что именно родителям подражают дети, копируют их модель поведения, в том числе и на улице. Поэтому взрослые должны своим примером демонстрировать правила безопасного поведения.
Рекомендации для родителей
1. Без взрослых вашим детям на дорогу выходить нельзя.
2. Переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора.
3. Дорога предназначена только для машин, а тротуар – только для пешеходов.
4. Нельзя перебегать дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.
5. Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
Рекомендации юному пешеходу
1. Переходить проезжую часть дороги можно только по пешеходному переходу. А если на перекрестке есть светофор – только на зеленый свет.
2. Перед выходом на проезжую часть надо останавливаться для наблюдения за дорогой и ни в коем случае не перебегать через нее, не убедившись в своей безопасности.
3. Не следует играть вблизи проезжей части, непосредственно на ней, а также на остановках общественного транспорта.
4. Нельзя выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего автомобиля или других препятствий, ограничивающие видимость для водителей транспорта.
5. Запрещено переходить проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом.