Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»

Татьяна Зайцева
Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»

Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной сферы ребёнка предполагает внедрение современных методов обучения. К таким методам на сегодняшний день относится МОДЕЛИРОВАНИЕ, которое широко используется при обучении дошкольников решению АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Использование моделирования как основного метода решения задач позволяет детям отделить главное от второстепенного, понять связи и отношения и как итог - научиться решать арифметические задачи различных типов. Решение арифметических задач - это СРЕДСТВО развития мышления, осознания окружающей действительности, путь к пониманию мира. Использование НАГЛЯДНОСТИ - одно из важнейших условий дя понимания структуры задачи, ощущения действительности, востребованности математики в повседневной жизни.

Наглядность арифметической задачи может быть представлена различными предметами, иллюстрациями, условно- схематическими изображениями, моделями, которые являются СРЕДСТВОМ для выявления и выделения величин, входящих в задачу, а также средством для установления связи между ними. Предметные иллюстрации создают представления о ситуации, описываемой в задаче, что помогает ребёнку выбрать необходимое действие, с помощью которого она будет решаться. ПРЕДМЕТНЫЕ иллюстрации широко используются в начале обучения, затем их постепенно сменяют различные условно - схематические модели, диаграммы. МОДЕЛИРОВАНИЕ как вид работы с детьми даёт простор для развития их творчества, фантазии, мышления. Цель метода моделирования - обеспечить усвоение детьми структуры задачи, связей и отношений между числовыми данными. Сначала дети создают модели совместно со взрослым, а затем самостоятельно. Арифметическая задача - это связный лаконичный рассказ, в котором есть несколько величин (в дошкольном возрасте их, как правило, две, и ребёнку предлагается отыскать неизвестную, которая зависит от данных и связана с ними определёнными отношениями, указанными в условии. В каждой задаче выделяют еёосновные части: - словесное изложение (условие); - числовые значения; - вопрос (который предполагает узнать неизвестное значение); - решение; Решение задачи подразумевает ряд последовательных действий. 1. Восприятие и анализ задачи. Дети должны понять ситуацию, описанную в условии, уметь выделить и запомнить числовые данные, условие и вопрос задачи. С этой же целью испооьщуются следуюшие приёмы:задаются вопросы по срдержанию задачи (что мы знаем? Что нам надо узнать) 2. Поиск решения задачи: с помощью рассуждений от вопроса к данным (что нужно узнать? Что для этого нужно сделать, путём создания модели. Всё это помогает детям осознать, каким действием решается задача. 3. Выполнение решения задачи и нахождение ответа. Это можно сделать, выложив решение задачи с помощью различных предметов и посчитав их, создать условно - схематическую модель и т. д. 4. Проверка правильности решения задачи. Дети, руководствуясь пояснениями взрослого, устанавливает, правильно или неправильно они решили задачу. ЗАДАЧИ - ДРАМАТИЗАЦИИ, для их решения используются предметы, над которыми дети совершают практические действия. В основе решения таких задач лежит предметно- действенное мышление.Например: дети составили следующую задачу - драматизацию.

Диана дала Грише 6 красных кружков и 1 синий. Сколько всего кружков дала Диана Грише?Воспитатель: сколько частей в задаче? - Две. Верно. Какие? Одна часть - это рассказ. А другая - это вопрос. Итак, 1 часть в задаче - это рассказ (условие); 2 часть - вопрос. ЗАДАЧИ ИЛЛЮСТРАЦИИ, содержание таких задач можно всемерно расширять, что обогащает знания детей, способствует развитию воспроизводящего воображения, развитию речи. Однако на этом этапе ещё весьма важно, чтобы задача составлялась на доступных для решения числовых данных. Эти данные регулирует воспитатель, внося нужное количество игрушек. В качестве ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО материала к задаче можно использовать предметные картины с разрезами, куда вставляются контурные мелкие картинки.Например: картина озера, на которой могут быть укреплены плавающие утки, гуси или лодки, а в лодках или на берегу прорези для контурных изображений людей. Фоном может служить картина леса с поляной в прорези которой вставляются контурные изображения грибов, зверей, цветов и деревьев. Через одно-два занятия можно сообщить детям, что действие, при котором одно число прибавляют к другому, называется сложением. Воспитатель, предлагает придумать задачу, по этим игрушкам на действие сложения, и ставит перед детьми 6 грибов слева, и один справа. Дети придумывают разные варианты задач. В дальнейшем можно познакомить детей с формулировкой арифметического действия вычитания. Например, дежурный Артём поставил на стол пять тарелок, а вы убрали со стола одну тарелку. Сколько тарелок осталось на столе? Воспитатель, прежде всего спрашивает, больше или меньше осталось тарелок. Дети отвечают правильно, что тарелок меньше. Что же надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?Правильный ответ: "Отнять".Воспитатель: вот мы и научились раасказывать и о другом действии - вычитании. Когда дети научились сначала практически различать действия сложения и вычитания, а затем эти различия закрепились у них и в специальных теминах " сложение", "вычитание", когда они научились формулировать то и другое действие и самостоятельно придумывают задачи на сложение и вычитание, тогда можно познакомить с условным знаком сложения (плюс, вычитания (минус, получится или останется (равно). Это стимулирует у них новый интерес к задаче, позволяя самим составлять устные задачи по числовому примеру. Таким образом, основы знаний, которые будут столь необходимы ребёнку в школе, закладываются ещё в дошкольном возрасте. Математика является одной из достаточно сложных дисциплин, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Тем более не стоит забывать, что далеко не все дети обладают математическим скоадом ума, поэтому при подготовке к школе просто необходимо познакомить ребёнка с методом моделирования, способствуюшим обучению решению арифметических задач.

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Конспект урока математики в 5 классе «Обучение решению задач с помощью уравнений» В рамках ФГОС особое внимание при изучении математики занимают способы организации активного обучения, например, при решении задач с помощью.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Домашние животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»
Опубликовано: 14 марта 2020 в 13:49
+175Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки