Папки-передвижки

Семинар-практикум по художественно-творческому развитию

Зиля Абхаликова
Семинар-практикум по художественно-творческому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка-дошкольника и младшего школьника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно, материально отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Это деятельность, отвечает особенностям мышления детей, наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру.

Задачи (общие) :

1. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

2. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.

3. Расширение кругозора.

Публикация «Семинар-практикум по художественно-творческому развитию» размещена в разделах

4. Развитие руки, глазомера и других качеств посредством формирования практических умений.

5. Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Основные задачи:

- способствовать развитию познавательных потребностей ребенка через знакомство его с окружающим миром и произведениями изобразительного искусства;

- формировать детское изобразительное творчество, обучая изобразительным и техническим приемам работы в рисовании, лепке, аппликации.

Во всех видах изобразительной деятельности выделяются предметные, тема-тические и декоративные задания, которые предполагают постепенное усложнение, закрепление материала и использование опыта и знаний детей.

Предполагается цикличность занятий на основе единой тематики и сходства способов изображения. В каждом цикле первые занятия являются обучающими.

Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования, лепки и аппликации. Приобретая знания, навыки дети чувствуют себя уверенно, комфортно, их радуют собственные достижения.

Для формирования творческого отношения к изобразительной деятельности следует придерживаться некоторых принципов в работе:

- накапливать зрительный опыт детей, впечатления через восприятие окружающего мира и отдельных предметов, т. е. наблюдение и целенаправленное рассматривание;

- не ограничиваться показом одного приема работы, а научить применять раз-нообразные варианты технических способов выполнения однородного предмета;

- обучить формообразующим движениям, которые помогут ребенку выполнить практически любое изображение по своему замыслу;

- исключить излишнюю опеку, дать ребенку возможность проявить себя, хотя бы в изменении цвета, величины, композиции, в дополнении изображений деталями;

- проявлять внимательное, тактичное отношение к ребенку, уважение к его творчеству, замечать малейшие результаты его деятельности;

- строить занятия на основе интеграции разных видов искусства, особенно внимательно отнестись к зрительному и музыкальному и художественному ряду;

- на отдельных занятиях дать детям возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал для работы;

- научить нетрадиционным приемам рисования, поощрять их применение в самостоятельной работе.

Изобразительное искусство

Задачи:

Формирование устойчивого интереса к книжной графике (И. Я. Билибин, Ю. Васнецов, В. М. Конашевич, башкирских художников И. Файрушин, А. Костин, С. Ковалев и др., внимательного и бережного отношения к книге и ее создателям.

Знакомство с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, анималистический, художниками, работающими в этих жанрах; знакомство с произведениями башкирских художников («Девушка-башкирка в голубом» К. А. Девлеткильдеева, «Портрет дочери» М. Нестерова и др., формирование эмоционально-нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание живописных произведений.

Знакомство с беспредметной живописью - модернизмом (современное искусство).

Знакомство с особенностями выразительных средств изобразительной дея-тельности, материала, из которого выполнена скульптура малых форм (фарфор, глина, камень, чугун, дерево).

Развитие интереса к национальному искусству, предметам народного деревенского быта (башкирского, русского, чувашского, татарского и др.)

Ожидаемые результаты: К концу обучения дети:

- знают профессии людей, которые создают книги, творческую манеру художников - иллюстраторов детских книг, особенности выразительных средств, применяемых художниками при создании картин;

- называют русских и башкирских художников, их произведения;

- узнают памятники и скульптуры, украшающие родной город.

- называют виды изобразительного искусства;

- различают жанры живописи;

- выражают свое понимание и отношение к произведениям изобразительного искусства в связной речи.

Рисование

Задачи:

• Формирование умения изображать предметы окружающей действительности по показу, с натуры и представлению, видеть характерные особенности образа в строении, формах, пропорциях, деталях, окраске, внесения в рисунок динамики, т. е. изображение поз, движений животных и человека.

• Знакомство со спектром цветов и их оттенками (светло-зеленый, темно-синий и др., с холодной, теплой, контрастной цветовой гаммой.

Развитие композиционных умений, знакомство с понятием «горизонт».

Формирование технических навыков рисования различными традиционными и нетрадиционными материалами и способами изображения: монотипия, кляксо- графия, процарапывание и др.

Ожидаемые результаты: К концу обучения дети:

- различают цвета и их оттенки, последовательность цветов в спектре, теплую, холодную, контрастную гамму, принципы построения композиции в зависимости от темы;

- знают свойства изобразительного материала, способы и приемы рисования;

- оценивают свои и чужие рисунки, творческие работы;

- передают элементы, колорит и особенности композиции национальных орнаментов;

- определяют и передают в рисунке характерные пропорции предметов, сходство с натурой, передают динамику в рисунке;

- самостоятельно выбирают изобразительный материал для претворения своего замысла.

Лепка

Задачи:

• Изображение сюжетных композиций, соотнося предметы по величине, устанавливая фигуры в разных позах.

• Овладение лепкой предметов по показу, с натуры, по картине и представлению, передавая характерные особенности объемных форм и пропорций предметов разными способами: конструктивным (по частям, пластическим (из целого куска) и комбинированным.

Знакомство с разными способами выразительной передачи фактуры поверхности: примазывание, сглаживание пальцами прорисовка стекой, налеп, насечки печатками, применение дополнительного материала, т. е. развивать мелкую моторику рук.

Развитие творческого воображения при использовании нетрадиционного материала: тесто, пластик, снег, песок, репей, папье-маше и др.

Ожидаемые результаты: К концу обучения дети:

- называют объемные формы (шар, конус, цилиндр, овал);

- знают, что предметы обладают характерными особенностями (выше - ниже, шероховатый - гладкий, тоньше - толще, короче - длиннее);

- знают свойства пластического материала.

- лепят предметы, передавая сходство, самостоятельно выбирая приемы и способы лепки, передают сюжет;

- расписывают, вылепленные из глины фигуры для использования их в играх и в других целях.

Аппликация

Задачи:

Формирование умения самостоятельно определять последовательность работы над композицией: начинать наклеивать с крупного предмета, с основной фигуры действия или с заднего плана сюжета.

• Знакомство с разными вариантами композиции узоров (ритм, симметрия, асимметрия) и выбором их в зависимости от формы украшаемых предметов, выполнение декоративных композиций, подбирая цвета и оттенки бумаги для передачи разного колорита (холодный, теплый, контрастный, характерный для национального орнамента).

Формирование технических навыков и приемов: многослойное вырезывание, симметричное, силуэтное, обрывание.

Развитие личностных качеств : самостоятельность, умение работать в коллективе, согласованность своих действий, прогнозирование итога работы, целеполагание своей работы.

Ожидаемые результаты: К концу обучения дети:

- знают цвета и оттенки, правильно подбирают их в зависимости от темы и сочетают в декоративных орнаментах;

- соблюдают принципы построения композиций;

- соблюдают правила техники безопасности работы ножницами;

- владеют ножницами;

- вырезают на глаз различные формы;

- определяют приемы вырезывания, исходя из особенностей формы;

- используют нетрадиционные материалы в аппликации.

Конструирование

Задачи:

Развитие пространственных представлений, чувства формы, цвета, композиции, представления о величине предмета и пропорциях.

• Формирование вариативности и гибкости мышления, воображения, качеств дизайнерского мышления.

Развитие познавательной самостоятельности.

Знакомство с различными способами соединения деталей из бумаги и картона: склеивание, изготовление «замочка», сшивание (игла + нитка, соединение проволочными скрепками, соединение шнурком (дырокол, соединение скотчем, соединение проволочными узелками.

• Формирование технических навыков при использовании в конструировании традиционного и подсобного материала.

Ожидаемые результаты: К концу года дети:

- знают приемы конструирования из бумаги и подсобного материала, способы крепления деталей из различных материалов;

- выполняют правила техники безопасности;

Изобразительная деятельность включается в пед. процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Руководя ею, важно помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения детьми изо деятельностью и развития их творчества.

• Формирование сенсорных процессов, обогащения сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

• Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

• Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организация разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, где они живут.

• Разнообразие тематики детских работ, форм организации НОД (создание индивидуальных и коллективных композиций, художественных материалов.

• Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе.

Одна из важных задач воспитателя в руководстве художественно-творческой деятельностью-научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изо деятельностью. Решая эту задачу, воспитателю следует активизировать детей, задавая им вопросы, стимулирующие выбор наиболее понравившегося произведения. Выслушав суждения детей, воспитатель дает свою оценку и аргументирует ее. Это учит детей высказыванию оценочных суждений.

Творчеству детей надо учить, но это особое обучение. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями. Воспитателю не следует увлекаться прямым показом. После рассматривания предметов и объектов, которые ребенок будет рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, следует предложить ему подумать и показать, как это можно нарисовать, вылепить и тд.

Существенное значение в обогащении сенсорного опыта детей и на этой основе в овладении изо деятельностью имеют рассматривание с ними предметов и явлений окружающего, а также дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах.

Целесообразно рисование палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждая детей действовать то одной, то другой рукой. Рисование должно быть свободным, не следует торопиться научить детей изображать предметы определенной формы. Замечено, что у малышей быстро формируются стереотипные действия, вырабатывается привычка рисовать только эти предметы и только так, как показал воспитатель. Это сужает тематику изображений, которые может создавать ребенок; в результате даже тогда, когда дети получают возможность рисовать свободно, они будут повторять усвоенное ранее. Совсем другая картина получается, когда дети с самого начала имеют возможность отражать в рисунке то, что захотят: содержание детских рисунков становится более разнообразным, интересным.

Необходимо приучать детей выполнять все изображения (в рисовании, аппликации, лепке) старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату.

На одной НОД целесообразно предлагать рисовать, лепить, вырезать не один, а несколько предметов одинаковой формы, например, несколько рыбок в аквариуме, огурчиков в банке, неваляшек и тд. Изображая несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют величину предметов и их положение в пространстве, одновременно приобретая уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества.

Окрашивание бумаги в домашних условиях:

• Крепкая заварка чая, кофе.

• Окрашивание цветным клейстером.

• Набрызг.

• Окрашивание бумаги под мрамор.

Техника трафарета и штампов.

Вырезание геометрических фигур из бумаги.

Приемы симметричного вырезывания:

• Складывание бумаги «книжечкой»,

• Складывание бумаги «гармошкой»,

• Центрально-лучевая симметрия (снежинки).

Прием обрывания бумаги.

Бумажная пластика:

• Отжим на ладони,

• Конструирование из отдельных элементов.

• Коллаж.

Публикации по теме:

Cистема работы по творческому развитию детей в рамках реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Cистема работы по творческому развитию детей в рамках реализации ОО «Художественно- эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие».

Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка мыла из пластилина во второй младшей группе.Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка мыла из пластилина во второй младшей группе. Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка мыла из пластилина во второй младшей группе. Цель: закрепить знания детей.

Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей 5–6 летКонспект занятия по художественно-творческому развитию детей 5–6 лет Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по художественно-творческому развитию детей 5-6 лет. Тема занятия: Насекомые. Кузнечик в траве.

Приобщение родителей к художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование художественно-творческой деятельности дошкольников» Прокопова Е. Л., воспитатель «Формирование самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников». Семинар-практикум Два.

Семинар-практикум для родителей по развитию речи Дорогие, родители! Я приглашаю вас к разговору. Кстати, что такое разговор? Собеседник издает звуки разной силы, а мы слушаем эти звуковые.

Семинар — практикум на тему: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Семинар-практикум для воспитателей Тема «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Форма.

Семинар-практикум «Путешествие в экологию» О. С. Кочубей, воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад» Семинар– практикум «Путешествие в экологию» Цель: дать практическую направленность.

Семинар — практикум «Успешный педагог» Автор – Рахманова Л. И. Цель: Активизация и развитие специальных педагогических знаний, умений, навыков, значимых личностных свойств и ценностных.

Семинар-практикум «О здоровье всерьёз» Д Не страшна тебе хандра. 4. У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня, лень, С ней борись ты каждый день..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по художественно-творческому развитию
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 22:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум по художественно-творческому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Зиля Абхаликова (УИ 856003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД