Папки-передвижки

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Анастасия Ауэр
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевой деятельности дошкольников в организации

педагогического процесса.

Дата проведения: 14.01.2014.

Цель семинара :

• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум по развитию речи „Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса“» размещена в разделах

1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности :

2. побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку;

3. углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;

План семинара.

п\п содержание Вид работы

1. Выступление заведующей

2 Дискуссия с элементами практикума по теме педсовета «Развитие связной речи через творческие формы работы (использование метода мнемотехники, схем-моделей)» Мнемотаблицы, стихотворение,

Расчерченный лист для мнемотаблицы

3. Игры на развитие фантазии и словесного творчества

Игра «увеличение-уменьшение»

Игра «старая сказка на новый лад»

«Придумай историю»

«Нелепицы» Волшебная палочка, шкатулка с героями сказок,

Придумать необычное существо и рассказать о нем

Картинки с нелепицами, цветные карандаши

4 Кроссворд по развитию речи

5. Устное народное творчество в развитии речевой активности посредством малых фольклорных форм Скороговорки по 3 для каждой команды,

6. Обмен мнениями. Подведение итогов.

Домашнее задание «Сюжетно-ролевая игра» Поликлиника-Больница-аптека-скорая помощь,

парикмахерская,

столовая-кулинария-кафе

магазин,пожарники,семья, игры с транспортом (самолет,автобус и т. д)

1. МНЕМОТЕХНИКА

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образои, весь текс зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Практическое задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения

1 Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки

Ромашки, ромашки, будто луговые

Ромашки, ромашки словно как живые.

2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат

Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?

Наш зеленый огород нас покормит круглый год

Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми

Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

И так первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;

Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Игра «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Игра «Придумай необычное существо»

Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже

Игра «Нелепицы»

Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.

Ответы к тесту

Картинка к тесту «Нелепицы».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. (слайды 13,14)

• Задание показать по одной пальчиковой гимнастике.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки (слайд 16) Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.

(по 3 скороговорки для команды)

В заключении командам предлагается разгадать кроссворд и выписать зашифрованное слово.

(прилагается)

Домашнее задание к педсовету.

По жеребьевке воспитатели групп выбирают карточку, в которой указана сюжетно-ролевая игра.

Задание: принести на педсовет атрибуты к игре и показать как играть, какие вопросы задавать детям, как организовать детей к игре. Можно оформить свое выступление в виде фотоочета, презентации, папки передвижки. Все участники будут награждены грамотами. Лучшая разработка размещена на сайте ДОУ

И в заключение семинара раздаются консультации в родительский уголок всех групп в соответствии с возрастом воспитанников.

Речевое развитие ребенка (ранний дошкольный возраст)

Развиваем речь играя (для второй младшей группы)

Игры для развития речи и мышления дошкольников (подготовительная группа)

Советы родителям по развитию речи детей (2 младшая группа)

Игры по формированию грамматического строя речи у ребёнка 5 -6 лет (старшая группа)

Памятка по развитию речи (средняя группа)

Учим буквы, играем в слова (подготовительная группа)

Буклет «Развиваем руку-развиваем речь» (средняя группа)

Выводы по семинару.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Опубликовано: 15 января 2014 в 16:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Ауэр (УИ 34935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД