Алеся Тихонова
Семинар-практикум «Преврати свою жизнь в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
(кружок музыкально-театрализованной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста)
Тихонова А. С. воспитатель МАДОУ №9 «Незабудка» города Дубны Московской области
Тема: В мире фантазии
Цель: продолжать учить детей различать положительных и отрицательных, главных и второстепенных героев произведения; развивать эмоциональную сферу деятельности с помощью мимики, голоса и пластики, продолжать развивать умение импровизировать; воспитывать любовь к театральному искусству, умение работать в команде.
Публикация «Семинар-практикум „Преврати свою жизнь в сказку“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, рисунки детей, маски для сказки, карточки с изображением эмоций, карточки с изображением героев сказок.
Предварительная работа: разработка проекта «В мире фантазии. Преврати свою жизнь в сказку!», изучение с детьми видов и жанров устного народного творчества, знакомство с положительными и отрицательными персонажами, главными и второстепенными ролями в произведениях. Домашнее задание для детей – нарисовать 2 самых ярких персонажа сказки «Волк и семеро козлят».
Ход занятия
1) Ознакомление с работой кружка.
- Рассказ о работе кружка музыкально-театальной деятельности.
Воспитатель: Наш кружок начал свою работу в сентябре 2012 года, в нем принимали участие дети средней и старшей группы. С этого года у нас занимаются дети со 2 младшей до подготовительной группы.
Актерское мастерство в современном мире перестало быть профессиональным инструментом актеров. Ведь в основе искусства игры лежит техника освобождения от зажимов, которая позволяет перевоплощаться в своего героя, оставаясь при этом самим собой. Уроки актерского мастерства для детей, как это ни парадоксально звучит, учат ребенка «не играть», а быть самим собой.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.
Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми.
Создание системы педагогического сопровождения детей.
Выступление перед родителями, воспитанниками детского сада.
Участие в городских, районных, областных конкурсах.
Занятия кружка проходит двумя способами:
1. Актерские игровые тренинги. (В 2013-2014 году этот вид занятия будет реализовываться через проект «В мире фантазии»).
2. Работа над спектаклем.
За 2012 – 2013 год были поставлены следующие постановки: «Зима в Простоквашено», «Новый Год с Лунтиком», «Еще один день из жизни дяди Стёпы», «В королевстве кривых зеркал». Зрителями были родители, дети и педагоги ДОУ. С постановкой «Еще один день из жизни дяди Стёпы» принимали участие в конкурсе, посвященному Сергею Михалкову, а сказка «В королевстве кривых зеркал» была представлена на городском конкурсе «Зелёный огонёк».
- Показ презентации
(Воспитатель показывает презентацию, в которой кратко рассказывает о проекте «В мире фантазии».)
Проект будет осуществляться в течение 6 месяцев, с октября 2013 года по апрель 2014 года.
Ключевой вопрос проекта: Возможно ли превратить свою жизнь в сказку?
Тематические вопросы:
1) Как черты характера могут повлиять на судьбу человека?
2) Для чего в произведениях нужны отрицательные и положительные персонажи?
3) Какую роль сказки занимают в вашей жизни?
Содержательные вопросы:
1) Какие бывают жанры художественной литературы?
2) Какие существуют виды устного народного творчества?
3) Какие средства художественной выразительности вы знаете?
Краткое описание:
В работе над проектом дети будут учиться создавать сказку. Для этого они сначала узнают, какие жанры художественной литературы, и виды устного народного творчества существуют. К какому жанру относится сказка и из чего она состоит. А также, дошкольники познакомятся со средствами художественной выразительности. Детям надо будет определить роль положительных и отрицательных, главных и второстепенных героев в произведении и выбрать наиболее ярких существующих персонажей для создания собственной новой сказки. Перед началом составления новой сказки детям надо выяснить, какие черты характера присущи всем избранным персонажей для того, чтобы в конце проекта дети поняли, что если быть хорошим человеком, то и жизнь будет яркой и гармоничной, как добрая сказка.
Деятельность дошкольников в ходе осуществления проекта:
В ходе выполнения проекта дети сначала знакомятся с такими понятиями, как:
- Жанры художественной литературы
- Виды устного народного творчества
- Средства выразительности
После этого они детально изучают строение сказки. Детям предлагается создать свою собственную сказку. Для на занятиях театрального кружка мы разбираем самые любимые сказки детей : «Волк и семеро козлят», «Золушка», «Петушок – Золотой гребешок», «Красная шапочка» и «Муха – Цокотуха».
Во время разборов сказок, дети выбирают по два самых ярких персонажа в каждой сказке. Затем им нужно подробно описать характер выбранных героев и нарисовать их изображения.
В итоге у нас должно получиться 10 самых ярких, любимых персонажей. Изображение с выбранными персонажами вешают перевернутыми на доску. (Чтобы не видеть какой герой изображен). И начинают создание сказки.
Поочередно каждый ребенок выбирает своего героя и выбирает, каким будет его герой- положительный или отрицательный (выбирая с закрытыми глазами эмоциональную карточку). Первый избранный герой становится главным героем. Если главный герой оказывается отрицательным – воспитатель помогает детям по окончанию сказки перевоспитать этого персонажа. Дети с помощью воспитателя начинают фантазировать, куда бы мог попасть, и что могло бы произойти именно с этим персонажем. Затем выбирают второго героя и вводят его в сказку. Так, поочередно друг за другом, в сказку вводятся другие персонажи. Дети должны на ходу придумать какую-то проблему, чтобы положительные герои ее решили в конце произведения.
После создания сказки дети делятся на группы по 3-4 ребенка. Эти группы должны создать иллюстрированную книгу по этой сказке.
Итогом всего проекта будет показ спектакля по новой, придуманной ими сказки.
2)Представление детей.
(Возле входа в зал)
Воспитатель: Дети, сегодня вы будете заходить в зал так, как бы это сделали принцы и принцессы на средневековом балу! Мальчики дают девочкам руку, идем парами, красиво держим осанку. За тем мальчик громко представляет девочку, девочка делает поклон и представляет мальчика, который тоже делает поклон. (Дети входят в зал под музыку).
3)Разминка.
- Артикуляционная
гимнастика
-Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для голоса
4) Упражнения для развития эмоциональной сферы.
- Игра «Эмоциональное зеркало»
Воспитатель: Дети, сейчас вы превратитесь в мое отражение, вы будете, как зеркало повторять каждую мою эмоцию! (Воспитатель показывает эмоции - страх, злость, доброту, веселье. Дети стараются всё в точности повторить и назвать показанную эмоцию).
- Игра «Меняем интонацию»
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем учиться произносить знакомые фразы с разной эмоциональной окраской! Давайте скажем «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» с веселыми эмоциями! (дети хором говорят). А теперь скажем эту же строчку с добрыми эмоциями! (Дети говорят хором). Ну а сейчас скажем со злостью! (Дети говорят). А еще, давайте скажем со страхом в голосе! (Дети говорят хором).
- Эмоционально-пластический этюд
Воспитатель: Дети, станьте парами, я буду включать вам музыку, а вы будете отвечать, какие эмоции вы испытываете от звучащей музыки. А потом, попробуйте изобразить в танце с партнером свои эмоции! ( Дети прослушивают музыку и исполняют импровизационные танцы на следующие эмоции: доброта, страх, веселье, злость).
5) Беседа о роли положительных и отрицательных, главных и второстепенных героях произведений.
Воспитатель: Дети, мы с вами уже знаем, что в любом произведении бывают главные и второстепенные персонажи. Главные персонажи встречаются на протяжении всего произведения и весь сюжет связан именно с главными персонажами. Второстепенные персонажи могут появляться и исчезать на протяжении произведения, могут быть только в начале или только в конце произведения, у некоторых даже может не быть слов. Но второстепенные персонажи очень важны, они помогают главным героям, вносят интерес и предают яркость произведению.
Посмотрите на эти картинки, назовите главных героев разных сказок. (На проекторе показывают картинки с изображением разных героев сказок). А теперь, назовите второстепенных персонажей. (Дети называют).
Воспитатель: А какие бывают герои произведений по поступкам?
Дети: Положительные и отрицательные!
Воспитатель: Какие черты характера присущи положительным персонажам?
Дети: Доброта, честность, смелость, чувство юмора.
Воспитатель: А какие черты есть у отрицательных персонажей?
Дети: Злость, хитрость, зависть и т. д.
6) Разбор рисунков детей.
Воспитатель: А теперь, давайте просмотрим ваши рисунки и посмотрим, как вы изобразили отрицательных и положительных персонажей. ( Разбор рисунков детей: положительного персонажа сказки «Волк и семеро козлят»- Козы и отрицательного персонажа – Волка).
7) Импровизация сказки «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами разыграть сказку «Волк и семеро козлят». Перед вами стоят перевернутые портреты героев этой сказки. Каждый из вас подойдет и «вытянет» себе роль. А потом вы выберете карточку с изображением какой-либо эмоции и ваш персонаж на протяжении все сказки должен быть наделен именно этими эмоциями!
(Дети выбирают роли и эмоции героев. Разыгрывают сказку, с помощью воспитателя).
8) Итоги занятия.
Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились с заданием и были хорошими артистами! Скажите, а каким должен быть хороший зритель?
Дети: Внимательным, воспитанным, отзывчивым, тихим.
Воспитатель: Правильно, молодцы, теперь я вижу, что вы не только хорошие артисты, но и отличные зрители!
Список использованной литературы:
1) Рус. нар. сказка «Волк и семеро козлят».
2) Л. Ю. Князева «Импровизируем в игре, поём, ставим спектакль». Москва «ВАКО», 2013г.
3) Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия (под ред. Белой К. Ю., ТЦ «Сфера», 2005г.
4) Н. Б. Улашенко Организация театрализованной деятельности в детском
саду, сборник. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.
5) О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Проектирование образовательной
деятельности в детском саду. Современные подходы. Изд-во «Цветной мир», 2013.