Приложение МААМ

Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО

Наталья Юхименко
Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО

ВВЕДЕНИЕ

Каждому педагогу хочется быть позитивным и спокойным, чувствовать удовлетворение от своей работы и в полной мере ощущать радость жизни. Однако в профессии воспитателя детского сада есть свои особенности, которые способствуют некоторому психологическому напряжению. Это груз ответственности за жизнь и здоровье детей, большой объем текущей документации, избыток или внезапность разнообразных внутренних и внешних проверок. А также, специфика общения с родителями воспитанников, которые часто недооценивают труд педагога. Психологические нагрузки увеличиваются, если в учреждении неэффективный стиль руководства, сотрудники работают в условиях дефицита времени или отсутствует социальная сплоченность коллектива.

Как же педагогу сохранить свое психологическое здоровье и повысить свою психологическую компетентность в условиях реальной жизни?

Очень важно воспитывать в себе черты психологически здоровой личности и постоянно отслеживать свои психологические установки. А какие именно, мы рассмотрим ниже.

Психологические черты здоровой личности

Ориентация на реальность

Принятие себя и окружающих такими, какие они есть

Спонтанность

Сосредоточенность на проблеме, а не на себе

Потребность иногда побыть одной

Автономность и независимость

Духовность

Доброжелательное отношение к людям

Чувство юмора

Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений

Подверженность реальному или воображаемому давлению других людей

Психологические установки, способствующие сохранению психологического здоровья

«Такое время», «Такая работа»

«Совершенству нет предела», «У каждого свои недостатки»

Реагируем здесь и сейчас

«Надо действовать, решать проблему»

«Общение хорошо, но и одной побыть необходимо»

Умение принимать решение самостоятельно.

Ощущение своей значимости в общем деле дает силы быть независимой.

Бережное отношение к собственным ценностям и ценностям других людей. Стремление быть в гармонии с миром.

Умение поддерживать теплые отношения с коллегами, семьей, друзьями.

Стремление найти повод для того, чтобы посмеяться, в том числе и над собой. Здоровый юмор никогда не повредит.

«Все люди разные»

Умение отстаивать свое мнение

Психологические установки, разрушающие психологическое здоровье

«В другом саду зарплата больше….», «А вот в Европе вообще…»

Излишняя критичность к себе и другим

Инертность

«Вечно у меня проблемы»

«Я должна быть в курсе всего, что происходит у меня на работе, некогда побыть одной»

Желание, чтобы кто-то другой принимал решения за вас. Нужда в постоянном одобрении своих поступков.

Игнорирование духовных ценностей других людей. Отсутствие стремления к собственному духовному развитию.

«Мне никто не нужен»

Сарказм и насмешки по отношению к другим и обиды на шутки окружающих по отношению к себе.

«Все они такие (родители, руководители, люди) такие…», «Педагогов сейчас не уважают»

«Все скажут «черное» на бело, и я скажу»

О том, как сохранить свое психологическое здоровье, мы узнали. А что же сделать для того, чтобы повысить свою психологическую компетентность?

В повышении психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование, институт наставничества в ДОУ (руководитель, старший воспитатель, помощь психолога в самых затруднительных ситуациях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА

Как можно помочь педагогу в таком «Институте»?

Такую задачу на уровне учреждения можно решить с помощью стресс – менеджмента. Очень важно создать такие условия в коллективе, когда педагоги могут оказывать друг другу консультативную и методическую помощь, организовать семинары на повышение психологической компетентности, а также найти возможность и включить в план работы разнообразные мероприятия, укрепляющие отношения в коллективе (совместные досуги, экскурсии, праздники).

Но все-таки не стоит забывать, что психологически благополучный педагог реализуется через потребность в безопасности и любви:

Через ощущение успеха, признание, одобрение;

Уверенность в завтрашнем дне, доверие;

Участие в выработке решений;

Возможность проявить свой опыт и реализовать свои идеи;

Проявление творческих способностей в педагогической деятельности;

Способность действовать самостоятельно.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Решение задач на личном же уровне уже будет зависеть от особенностей и желаний каждого конкретного педагога.

Важно выработать для себя правила, которые помогут преодолеть психологические трудности, почувствовать себя комфортно:

Постоянно совершенствоваться в профессии (курсы, книги);

Четко и вовремя заполнять необходимую документацию;

Ориентироваться в своих должностных обязанностях;

Участвовать в общественной жизни коллектива (конкурсы, праздники, досуги);

Заботиться о своем отдыхе, внешней и внутренней красоте;

Помогать другим. Делая добро, вы не только чувствуете себя нужным, но и избавляетесь от негативных эмоций;

Улыбаться часто и искренне (и себе в зеркале тоже).

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности.

1. Педагогический такт - это обязательное соблюдение воспитателя принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к детям, внимательность и доверие.

2. Умение найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.

3. Способность и желание работать с детьми.

4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.

5. При планировании и организации образовательной деятельности учитывать уровень мотивации дошкольников и полноту их знаний данного материала.

6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.

7. Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с дошкольниками.

8. Уметь управлять психическим состоянием детей. Для этого необходимо создавать комфортную обстановку в группе и уметь видеть и различать психическое состояние детей.

9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ребенка, уметь сопереживать и откликнуться на проблему. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.

10. Способность педагога к сотрудничеству, т. е. уметь формулировать свою точку зрения, слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.

11. Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что они получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на ребенка.

Таким образом, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога. Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

И, главное помните, что любую проблему можно превратить в задачу, а у любой задачи, даже самой трудной, всегда есть решение!

А чтобы легче было найти решение задач, я хочу Вам предложить несколько техник, которые можно использовать для поддержания своего собственного эмоционального и психологического здоровья.

«ВЕРТОЛЕТ»

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Мысленно войдите в воображаемый вертолет. Начинайте на нем подниматься все выше и выше над своей проблемой. Посмотрите вниз – она совсем маленькая, практически невидимая и не заслуживает вашего внимания. Откройте глаза, улыбнитесь.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «Радости и огорчения в профессии»

Ведущий делит лист на две части и записывает высказывания участников (радости и огорчения). Огорчения, когда их много, могут вызвать стресс. Из этого вытекает другое упражнение:

«КЛУБОЧЕК СТРЕССОВ»

Предлагаю Вам поделиться своими переживаниями о том, какие бывают стрессы на работе, и утешить коллегу по схеме: «Да разве это стресс? Это можно преодолеть… Вот бывает такой стресс…». Упражнение проводится по круг. В руках у ведущего клубок, который он в один – два оборота наматывает на запястье и проговаривает свой стресс «Вот бывает такой стресс – опоздала на работу». Передает клубок коллеге справа, который его успокаивает: «Да разве это стресс? Это можно преодолеть, если завести два – три будильника», далее продолжает: «Вот бывает такой стресс….» - и делится своими переживаниями, наматывая нитку вокруг запястья. Его утешает сосед справа и продолжает игру. И так по кругу, пока клубок не вернется к ведущему.

Ведущий ножницами перерезает нитки, которые связали руки всех воспитателей, складывает нитки в коробку, закрывает крышкой и говорит: «Вот где у нас эти стрессы, под плотной крышкой, а если вырвутся наружу, мы сможем друг друга поддержать: утешить и предложить способы борьбы с ними!».

РЕФЛЕКСИЯ

Предлагаю закончить сегодняшнюю встречу.

Хотелось бы узнать Ваши впечатления.

Что нового Вы для себя узнали?

Что для Вас оказалось важным?

И в конце своего выступления мне бы хотелось Вам прочитать рассказ «Цена улыбки».

«ЦЕНА УЛЫБКИ»

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она делит мгновенье, а остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она – вдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также противоядие, созданное природой от неприятностей.

Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя не одолжить, не украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годиться, пока ее не отдали.

Ведь никто не нуждается в улыбке так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать.

УЛЫБАЙТЕСЬ! ВЕДЬ УЛЫБКА ТАК ВАМ ИДЕТ!

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 17 мая 2025 в 21:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юхименко (УИ 60214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 мая 2025 понедельник
20 мая 2025 вторник
Всероссийская акция наблюдения за соловьями! (ежегодно в конце мая)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных