Получи документы

Семинар-практикум «Риторика как средство повышения речевой культуры педагога и речевого поведения детей дошкольного возраста»

Поликутина Ольга Николаевна
Семинар-практикум «Риторика как средство повышения речевой культуры педагога и речевого поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум «Риторика как средство повышения речевой культуры педагога и речевого поведения детей дошкольного возраста»

П одготовили:

учитель-логопед Поликутина О. Н. ;

учитель-логопед Никитина М. Н. ,

МБДОУ№141 г. Пензы "Маленькая страна"

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Публикация «Семинар-практикум „Риторика как средство повышения речевой культуры педагога и речевого поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

В Федеральном государственном образовательном стандарте перед областью речевого развития поставлены конкретные задачи: «владение речью как средством общения и культуры». В настоящее время, к сожалению, у детей и взрослых отмечается низкий уровень культуры речевого общения, утрата лучших речевых традиций.

Причин этому множество:

ухудшение состояния здоровья детей;

существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т. д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

Мы изучили ряд методических источников по данному направлению и остановили свой выбор на методических разработках О. М. Ельцовой «Риторика для дошкольников». Разработали рабочую программу социально-педагогической направленности «Риторика для дошкольников с ТНР», которую реализуем в рамках внутригруппового проекта с одноимённым названием.

Цель проекта. Развитие коммуникативных и риторических умений и навыков у детей дошкольного возраста с ТНР.

Срок реализации проекта Два учебных года

Содержательный раздел проекта включает четыре смысловых блока.

Азбука общения.

Речевой этикет.

Техника речи.

Речевые жанры.

Основные формы обучения детей :

1. Игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, риторические игры)

2. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

3. Этюды.

4. Импровизации.

5. Чтение художественных произведений.

6. Рассказ педагога и рассказы детей.

7. Сочинение историй, рифмовок, загадок.

8. Беседы.

9. Лингвистические и коммуникативные игры.

10. Мини-конкурсы, игры – соревнования.

Модель совместной деятельности по риторике.

Речевая разминка.

Цель: развитие речевого дыхания, дикции; формирование умения управлять своим голосом.

Упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания.

Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалочки, стихов и т. д.)

Дидактические игры

Новая информация.

Цель: знакомство с правилами поведения в обществе, с этикетом общения, умение вести диалог с собеседником, по телефону.

использование театрализованных фрагментов;

беседы – диалоги;

сказочный зачин

приглашение к путешествию…

Моделирование речевых ситуаций.

Цель: моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театрализованных игр).

коммуникативно – лингвистические игры

игры на развитие мимики

игры на развитие пантомимики

Подведение итогов и анализ деятельности детей.

Цель: анализ совместной деятельности и ответы детей.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

Практическая часть

-Уважаемые коллеги, а теперь переходим к практической части нашего мастер- класса. Для того, чтобы наше взаимодействие было предметным, предлагаю вам небольшой блиц-опрос.

1. Как вы понимаете значение «Риторика»?

Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи. Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего.

2. Что вы вкладываете в понятие «Культура речевой коммуникации

- Культура речевой коммуникации или по-другому речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.

3. Какая речь, на ваш взгляд, вредит человеку?

Вредит:

* небрежная речь, засоренными пустыми, бессмысленными словами;

* злая речь, жестокая и оскорбительная для других;

* невежливая, неуважительная;

* неграмотная речь.

4. Какая речь помогает?

Помогает:

* речь вежливая, с использованием этикетных слов (спасибо, пожалуйста, благодарю);

* речь точная, когда слова употребляются в соответствии со свои значением и осмысленно;

* речь добрая, сочувственная, заинтересованная и эмоциональная;

* речь грамотная, правильная.

-Предлагаю вам формулу речевого этикета, актуальную на все времена:

*думай, кому говоришь,

*что говоришь,

*где говоришь,

*зачем говоришь,

*какие из этого будут последствия.

Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.

Задачи:

1. Расширить представление о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом.

2. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.

3. Раскрыть значение культуры речи воспитателя для формирования речи детей дошкольного возраста.

4. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата.

5. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и, одновременно, образец для воспитанников. По роду своей деятельности мы много говорим, общаемся. Поэтому сегодня мы поговорим о речевой культуре педагога.

Коммуникативные качества хорошей речи

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Компоненты красивой речи: правильность, богатство, чистота, логичность, точность, выразительность, уместность.

Сегодня мы постараемся рассмотреть эти компоненты и поупражняемся в их применении.

Для того чтобы говорить красиво, наше тело должно быть гармоничным. Начинаем с растирания ладоней и мочек ушей – это поможет активизировать работу головного мозга. Лопатки всегда сведены. Прямая осанка – залог красивой речи. Дышим животом.

Очень важно правильно дышать. И следующие несколько упражнений научат нас этому:

• Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки* : раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее». Сколько Егорок у Вас получилось?

• Следующее упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный текст, не закрывая рта.

«Два часа не есть? Ужасно! Я не завтракал напрасно. Есть хочу как никогда. Два часа ждать? Ерунда! Есть характер, воля есть, Раз нельзя — не стану есть!»

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Хороший оратор должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Попробуйте прочитать стихотворение «Наша Таня громко плачет», меняя громкость исполнения.

Упражнения, направленные на развитие самого голоса: его силы, подвижности и благозвучности, расширение диапазона голоса «Чудо – лесенка».

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Красота речи во многом зависит от произношения. Самый красивый голос можно испортить глотанием окончаний слов, неправильным произношением звуков и звукосочетаний.

А для оратора хорошее произношение – это необходимость, ведь именно от произношения зависит, поймут ли его речь, а это уже принципиальный вопрос!

Одним из важнейших навыков оратора является хорошая дикция, которая во многом зависит от правильной артикуляции, т. е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы).

Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе, нужно тренироваться.

• Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

• Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбды!

Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ!

Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы!

«Скороговорочки».

Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи, их нужно тренировать, упражняясь со скороговорками. Тщательно выговаривая каждый звук, медленно по слогам прочитайте:

От то-по-та ко-пыт пы-ль по по-лю ле-тит.

Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вы можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку в темпе обычного разговора. Убедитесь, что текст звучит четко и уверенно, повторяя скороговорку, наращивайте темп. Произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. А потом снова снизьте темп до минимума.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Давайте поговорим о «Выразительности речи»

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности : логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Давайте выполним несколько упражнений:

«Скороговорочные рассказики»

Задание. Сначала прочитайте, а затем нафантазируйте образ рассказчика, определите действенные задачи для вас лично и исполните текст любого из предложенных рассказиков в придуманных обстоятельствах со своим отношением к происходящим событиям:

От топота копыт пыль по полю летит - едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.

О технике речи мы с Вами поговорили. Обратимся к компонентам речевой культуры - «Точность речи»

Коммуникативно-речевые задания

Речевая игра «Узнай стихотворение».

Загадайте небольшое детское стихотворение и составьте описательный текст его содержания, чтобы ваш партнер смог понять, о чем в нем идет речь. Побеждает тот, кто угадает задуманное стихотворение.

Например, «детеныш парнокопытного домашнего животного, передвигаясь по неустойчивой деревянной поверхности, переживает за свою жизнь» («Идет бычок качается…»).

Сообщите ребенку старшего дошкольного возраста в двух предложениях о чем идет речь, например в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

(После выполнения задания педагогам предложить возможный вариант: «Старик со старухой жили у моря, и однажды в рыбацкую сеть старика попала золотая рыбка, которая могла исполнять любые желания. Его старуха решила воспользоваться случаем, но слишком многого потребовала у волшебной рыбки и потому осталась у разбитого корыта.»)

Следующий компонент - «Чистота речи»

Риторическая задача : Выберите один вариант постановки ударения в словах, из предложенных:

баловАть-бАловать ; библиотЕке-библиОтеке-библИотеке; звонИт-звОнит; избалОванная- избАлованная-избаловАнная; каталОг-катАлог; коммуникатИвный-коммуникАтивный, красИвее- красивеЕе; намЕрение-намерЕние; начАть-нАчать; облегчИть-облЕгчить; обеспЕчение- обеспечЕние; облилА-облИла; отдалА-отдАла; повторИть-повтОрить, срЕдства-средствА; углубИть- углУбить; усугубИть- усугУбить.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Следуем далее. «Правильность речи»

Риторическая задача : Прочтите высказывания, выявите допущенные ошибки и исправьте их.

1. На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

2. К весне зелень зазеленела.

3. Потолок побелили белилами.

4. Девочка стала надевать одежду на куклу.

5. Незнайка был ленивым лентяем.

6. Дедушка был ворчливым ворчуном.

7. Ворона клюнула клювом серого кота.

8. По комнате покатился круглый шар.

Далее перейдём к различным речевым ситуациям.

«Совет»

Ситуация: Родитель обращается к педагогу : «, мой сын почему-то стал кусаться. Никакие уговоры, никакие наказания не помогают. Почему это происходит?»

Учебная задача: Найдите в списке речевых формул для высказывания совета или предложения те, которые, на ваш взгляд будут наиболее эффективными в общении с родителем воспитанника:

1. Вы обязаны (должны…

2. Вам непременно следует поступить так …

3. Разрешите предложить вам…

4. Я хочу предложить вам…

5. Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) вам сделать …

6. Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)

7. Я предложила бы.

8. Я предлагаю следующее…

«Возражение»

Учебная задача: Сравните два варианта возражения. Какой из этих способов выражения несогласия вежливее:

1) это не правильно – это не совсем правильно;

2) я с вами не согласна – не могу с вами согласиться;

3) вы не правы – вы часто бываете правы, но в данном случае я не разделяю вашего мнения;

4) это абсолютно невозможно – это довольно трудно будет осуществить;

5) это не правда – возможно, вы не называете всех обстоятельств дела.

Обоснуйте вашу точку зрения.

Задание «Выбери верный ответ».

Учебная задача: Выберите вариант ответа, который является, на Ваш взгляд, предпочтительным (по каждому из следующих суждений).

Первое суждение.

Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;

б) завышенная самооценка помогает установлению доброжелательных отношений с собеседником;

в) адекватная самооценка затрудняет общение;

г) все ответы не верны.

Второе суждение.

Разумными вариантами отношения к конфликту являются:

а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося;

б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих;

в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих;

г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями;

д) все ответы не верны.

ОТВЕТЫ к заданию «Выбери верный ответ» : в первом суждении - «г», во втором суждении - «в».

А сейчас попробуем сформулировать «Постулаты общения».

Учебная задача: Сформулируйте правила общения, используя приведенные ниже пословицы и поговорки.

Это небольшая часть существующих упражнений, направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Риторика как средство повышения речевой культуры педагога и речевого поведения детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2022 в 20:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Риторика как средство повышения речевой культуры педагога и речевого поведения детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Поликутина Ольга Николаевна (УИ 327007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД