Валентина Мухина
«Путешествие на Марс». Семинар-практикум «Социально-личностное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
2. Закреплять умение решать математические задачи.
3. Закреплять умение правильно пользоваться знаками >, <, =.
4. Формировать умение производить арифметические действия в пределах 10.
5. Закреплять названия геометрических фигур.
6. Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания.
7. Формировать у дошкольников культурно-личностные отношения в процессе НОД.
8. Воспитывать любознательность, культуру поведения в отношениях детей, интерес к знанию.
Демонстрационный материал:
Публикация «„Путешествие на Марс“, Семинар-практикум „Социально-личностное развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Макет космической ракеты.
2. Карточки с изображением цифр от 1 до 10.
3. Многоугольники «осколки» с примерами.
4. Геометрические фигуры.
5. Примеры с математическими знаками >, <, = на магнитной доске.
6. Бумажный инопланетянин, летающая тарелка.
Раздаточный материал:
1. Карточки «Какого космического пришельца не хватает в каждом ряду?».
2. Рисунки-раскладки с изображением зверей, птиц, природы, рек, морей и т. д. на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Знакомство с солнечной системой; беседа о космосе; рассматривание иллюстраций с изображением планет; изготовление обложки книги о нашей планете.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их
(Дети улыбаются и здороваются)
Воспитатель: ребята, вы уже много знаете о космосе, мы с вами беседовали на эту тему, рисовали, изготавливали поделки. А сегодня отправимся в космическое путешествие. На чем полетим?
Дети: На ракете, на космическом корабле, на летающей тарелке.
Воспитатель: Давайте полетим на ракете. А как называется человек, который летает в космос?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: А кто первый полетел в космос?
Дети: первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин (его портрет).
Воспитатель: А как вы думаете, каким был Гагарин?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вы хотите быть космонавтами?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы космонавтом стать,
Надо очень много знать.
Надо многое уметь,
И при этом, и при этом
Вы заметьте –ка,
Космонавтам помогает арифметика.
Ребята, чтобы полететь в космос надо управлять ракетой. Я предлагаю провести мозговой штурм. Я буду показывать цифры, а вы должны назвать их.
(Воспитатель показывает цифры, а дети называют их).
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети: Космонавт должен быть сильным, выносливым – ведь его ожидают перегрузки. Космонавт должен быть умным, потому что управлять ракетой трудно.
Воспитатель: А готовы ли вы к трудному путешествию?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: Давайте проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять правую ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали!
Считаем 1,2,3…10.
(Дети выполняют упражнение и считают).
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием вы справились. Теперь проверим ваши знания о космосе. Каждый из вас должен назвать одно или несколько слов, относящихся к теме «Космос».
Дети: Планета, астроном, солнце, астероид, метеорит, спутник, орбитальная станция, созвездие, невесомость, скафандр, луноход, инопланетянин, ракета.
Воспитатель: Молодцы! И со вторым заданием вы справились. Входим в корабль (дети проходят через макет космического корабля, садятся на стульчики).
Воспитатель: Вы выдержали все испытания и наш космический корабль готов к старту.
Начинаем обратный отсчет.
Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – Пуск! Полет!
(Звучит аудиозапись космической музыки «Спейс», включаются огоньки вокруг корабля)
Воспитатель: Юные космонавты, пристегните ремни безопасности и сделаем гимнастику для глаз.
Мы летим, летим, летим,
И по сторонам глядим.
Вверх на звезды,
Вниз на землю,
Справа, слева – на кометы,
Пролетают они где-то.
Все зажмурились, вздохнули.
Вот глаза и отдохнули.
(Сделать паузу. Открыть звездное панно)
Воспитатель: А теперь откройте глаза и посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите?
Дети: Звезды, вселенную.
Воспитатель: Ребята, во время полета космонавты работают, проводят различные математические расчеты, эксперименты. Мы тоже должны работать, ведь мы космонавты.
Давайте проверим, умеете ли вы решать задачи.
Задача 1.
Для полета в космос было приготовлено 10 скафандров, 5 скафандров осталось. Сколько космонавтов улетело в космос? (Ответы детей)
Задача 2.
Космонавты взяли в полет 6 тюбиков с первым блюдом и 4 тюбика со вторым. Сколько всего тюбиков с едой взяли космонавты? (Ответы детей)
Задача 3.
Два дня космонавты тренировались на спортивной площадке, а 4 дня в звездном городке. Сколько всего дней они тренировались? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились на отлично! Ребята! Поступил сигнал тревоги. К нашему кораблю приближаются осколки метеорита, так называемый «метеоритный дождь». Мы спасемся, если правильно вычислим каждый осколок с примерами.
(На фланелеграфе многоугольники – «осколки» с примерами)
5+5=
6+1=
5-1=
2+4=
7-1=
(Дети решают примеры)
Воспитатель: Наш корабль прошел «метеоритный дождь» без повреждений. Юные космонавты, чтобы не устать сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь пристегнитесь, мы производим посадку и опускаемся на красную планету Марс! Но чтобы открыть дверь космического корабля надо выполнить задание.
(На магнитной доске у воспитателя примеры, нужно расставить знаки >,<,=)
6 и 5 1 и 6
9 и 4 3 и 3
2 и 8 5 и 9
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно сделали, и дверь открылась.
(Дети выходят из космического корабля на планету Марс, воспитатель рассказывает о планете Марс)
Воспитатель: Марс интересует ученых, потому что больше похож на Землю, чем любая из других планет. Планету Марс называют «Красной планетой», потому что поверхность её красного цвета. Она покрыта красной землей, на которой можно увидеть осколки метеоритов, камни, пыль. Марс имеет самые высокие горы. На марсе есть самый большой вулкан «Олимп».
Ребята, теперь вы немного знаете о планете марс. А посмотрите, какие необычные камни на планете, каждый похож на геометрическую фигуру. Давайте мы рассмотрим их.
(Воспитатель просит ребенка взять фигуру и рассказать о ней)
Дети: - Это круг, он круглый, может кататься.
- Это квадрат, у него все стороны равны, одинаковые.
- Это прямоугольник, у него противоположные стороны равны.
-Это треугольник, у него три угла.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно назвали геометрические фигуры.
Посмотрите, здесь чьи-то следы? На них нарисованы числа. Назовите их.
(10,12,13,14,16,17,18,19,20)
Ребята, посмотрите внимательно, какие числа здесь пропущены? (11,15)
Правильно ребята. Как вы думаете, чьи это следы?
Дети: Инопланетян!
Воспитатель: Ребята, давайте пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут.
(Дети идут по следам. В гимнастическом обруче красного цвета, лежащем на полу, находится рисунок с изображением инопланетянина с грустным лицом).
Воспитатель: Давайте познакомимся с ним.
Дети: Здравствуйте, вы кто?
(Тишина, раздается звук пи-пи-пи)
Воспитатель: Ребята, инопланетянин нам подает сигнал. Мы должны его расшифровать.
Для этого мы должны выполнить задание, и тогда узнаем кто он.
(Дети на корточках выполняют задание «Какого космического пришельца не хватает в каждом ряду»)
Воспитатель: Молодца, ребята! Вы все справились с заданием.
(Воспитатель переворачивает рисунок с изображением инопланетянина и читает надпись:
«Мы – Краснонухи. Живем на планете, которая называется «Краснонуха». Н рисунке Краснонух грустный)
Воспитатель: дети, мы задание выполнили, а инопланетянин наш все-равно грустный.
Давайте предложим ему с нами поиграть:
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер,
Плавать лучше всех на свете.
Приседать и вновь вставать
И гантели поднимать.
Станем сильными и завтра
Всех возьмут нас в космонавты.
Воспитатель: Посмотрите, инопланетянин стал веселым, а зовут его Кранонух. Ему понравилось с вами играть. Он просит вас рассказать о нашей планете.
(Рассказ детей о планете Земля).
Дети: Наша планета Земля, она очень красивая.
На ней много морей, океанов, рек, лесов, гор.
На нашей планете живет много разных народов, они говорят на разных языках.
На нашей планете много разных растений, животных, насекомых.
(Ребенок читает стихотворение)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету.
(Раздаются звуки пи-пи-пи)
Воспитатель: Краснонух благодарит вас за замечательный рассказ. Он теперь расскажет о нас и о нашей планете Земля жителям планету Краснонухов. Ребята, давайте сделаем книгу о нашей планете и подарим её Краснонуху, а он покажет её своим друзьям.
(Дети раскрашивают готовые рисунки, воспитатель скрепляет книгу, кладет в обруч, из обруча берет коробку)
Воспитатель: Посмотрите, Краснонух тоже приготовил нам подарок, на коробке написано: «Откройте коробку на своей планете». Ребята, нам пора лететь домой, на нашу планету. Давайте пройдем в космический корабль. Считаем: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!
(Зажигаются огни, звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, пока мы летим, давайте вспомним, что мы делали пока были в космическом корабле? Что делали на планете Марс?
(Считали, решали задачи, рассказывали о геометрических фигурах, о нашей планете, рисовали, делали книгу)
Мы приближаемся к нашей планете, пристегните ремни, закройте глаза.
(Воспитатель выключает огни, музыку. Закрывается черное панно голубой шторкой)
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Как красива наша Земля! Как красиво голубое него!
Давайте посмотрим, что подарил нам Краснонух.
(Воспитатель открывает коробку и достает книгу)
Он подарил нам книгу о космосе, мы обязательно с вами её прочитаем вечером. Ребята, а я хочу угостить вас конфетами.