МААМ-картинки

Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте»

Оксана Крыгина
Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

1. Рассказать воспитателям об артикуляционной гимнастике, о её значении;

2. Познакомить с правилами выполнения артикуляционной гимнастики;

3. Предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики;

Публикация «Семинар-практикум „Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

4. Провести с воспитателями общую артикуляционную гимнастику с целью овладения простейшими навыками развития артикуляционной моторики.

Оборудование: экран, презентация «Артикуляционная гимнастика, как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте», зеркала, информационные буклеты для воспитателей.

Ход мастер-класса:

Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием его гармоничного развития. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получить и описать их, тем насыщеннее становятся игры, тем лучше ребенок может сформулировать свое эмоциональное чувство, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль артикуляционной гимнастики в естественных условиях жизни. Дифференцированность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Для того, чтобы вам было легче следить за своевременным появлением звуков, предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет

Звуки АОЭ

П Б М И Ы У

Ф В

Т Д

К Г Х Й С З Ц

Ш Ж

Ч Щ Л

Р

Из таблицы видно, что к 5-6 годам, ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка. Если этого не произошло, необходимо начинать работу по исправлению нарушений.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в детском саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям: Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Виды артикуляционных упражнений :

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребёнок видел своё лицо;

2. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут. Но не следует предлагать ребёнку более 3 – 4 упражнений за раз;

3. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз;

4. Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10 – 15 секунд («Блинчик», «Чашечка»);

5. Соблюдать принцип «от простого - к сложному»;

6. Из выполняемых 3 – 4-ёх упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. ;

7. Перед началом выполнения упражнения взрослый называет его, рассказывает о технике выполнения и показывает его;

8. Во время выполнения ребёнком упражнения, взрослый ведёт контроль.

Детям младшего дошкольного возраста любое занятие – это серьёзная работа. Для того, чтобы занятия проходили интересно, не утомительно для детей, необходимо включить элемент игры или сказки, использовать картинки, игрушки, стихотворные тексты.

Для того чтобы речь ребёнка стала более чёткой и понятной, можно развивать мышцы речевого аппарата не только с помощью артикуляционной гимнастики :

Для этого нужно:

• жевать мясо, сухари (твёрдую пищу). Это нужно для укрепления челюстных мышц.

• жевать сырые овощи (морковь, редис, репу, брюкву)

• лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка.

• чистить зубы и дёсны – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса.

• полоскать рот – для укрепления мышц щёк и языка.

• жевать боковыми зубами.

• Сосать сухарики из хлеба, булки.

• Лизать эскимо.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей.

Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрастеИгра является основным видом деятельности ребенка.

Логопедический тренинг «Артикуляционная гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения»Логопедический тренинг «Артикуляционная гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения» Цель : познакомить педагогов с методами, приёмами и формами педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики. Оборудование:.

Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения» Красивая речь – это спорт и искусство. Уинстон.

Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Важную роль в формировании звукопроизношения играет: - Чёткая, точная,.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Семинар-практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Цель: Обучить родителей.

Семинар-практикум для родителей в рамках детско-родительского клуба «Артикуляционная гимнастика»Семинар-практикум для родителей в рамках детско-родительского клуба «Артикуляционная гимнастика» Учитель -логопед ГБОУ Школа № 69 им. Б. Ш. Окуджавы Матюшина Галина Александровна «Детско-родительский клуб» СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Устное народное творчество как средство развития речи» Задачи -Освоение разговорной речи; -Расширение словарного запаса; -Воспитание звуковой культуры речи; -Формирование связной речи; - Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 31 января 2018 в 15:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Крыгина (УИ 208517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД