МААМ-картинки

Семинар-практикум «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке»

Елена Ануфриева
Семинар-практикум «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке»

Огромную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Книжный уголок – это специально организованное и соответствующим образом оформленное место в каждой группе детского сада.

Публикация «Семинар-практикум „Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке“» размещена в разделах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя» через книжный уголок группы.

Игры, задания и упражнения, которые можно проводить в книжном уголке

• Рассматривание иллюстраций. Педагог предлагает детям рассказать, что изображено на картинке в книге. После этого обращает их внимание на то, что картинки в книгах нужно рассматривать много раз, — только так можно заметить все изображенное художником. В качестве примера дополняет рассказ детей своими наблюдениями, включая в высказывания образные слова и выражения из сказок.

• Сочинение загадок, построенных на сравнении и отрицании. Например: «Он серенький, как мышка, но не мышка». (Зайчик.)

• Самостоятельное придумывание чистоговорок, текстов сказочного содержания.

Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц совместно с воспитателем.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами решает задачи :

- развитие памяти, внимания, образного мышления

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы

Работа с мнемотаблицей ведё тся поэтапно:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

Этап 2. Осуществление перекодировки информации (домик – крыша, волк – зубами щёлк и т. д.).

Этап 3. Пересказ.

В младшей группе пересказ ведётся вместе с воспитателем, старшие дошкольники пересказывают произведение самостоятельно.

• Разыгрывание сказки при помощи предметов-заместителей ( например: фломастер — дед, ручка - баба, карандаш — внучка, ластик — жучка).

• Занимательные игры с книгами :

Выбрать, какие объекты, изображенные на страницах книги, относятся к миру природы (созданы природой, а какие можно отнести к предметам рукотворного мира (созданы человеком).

Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка толстая, а лист тонкий;

Придумать рассказ от лица книги по следующему алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов:

• Это предмет природного или рукотворного мира? («Я — книга, меня делают люди своими умелыми руками».)

• Какой формы? («Я прямоугольной формы».)

• Какой величины — маленькая или большая? Толстая или тоненькая? («Я маленькая, тоненькая».)

• Каков вес книги — она легкая или тяжелая? («Совсем легкая».)

• Из какого материала сделана? («Сделана из бумаги».)

Части предмета: обложка — твердая, картонная или мягкая, бумажная, листы, страницы, картинки («У меня есть мягкая обложка красного цвета с рисунком и листы. У каждого листа две страницы. Чтобы листы не распадались, их склеили (сшили) между собой».)

• Действия с предметом («Во мне есть интересная история о лисичке-сестричке, которую можно читать, и красивые картинки, которые можно рассматривать».)

Так же можно провести «Праздник открытия книжного уголка» с участием родителей, где дети совместно с родителями участвуют в литературной викторине.

Пиктограммы.

Задачи : повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. Воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, высказывать суждения. В работе используются различные варианты пиктограмм.

Вариант 1. Набор изображающих лица персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Воспитатель раздаёт детям карточки – схемы с изображением героев разных сказок, предлагает разложить их на круги к определённому сюжету сказки.

Вариант 2. На середине листа изображена схема сюжета определённой сказки. Вокруг схемы персонажи из разных сказок. Воспитатель предлагает ребёнку закрыть фишками персонажей из других сказок.

Игра «Сказки – загадки». В основе этой игры лежит проверка знаний сказок.

Задачи : воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает внимание.

Для проведения игры необходим набор схем «Сказки – загадки». Педагог обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их.

Задание 1. Посмотри на схему и найди лишний персонаж.

Задание 2. Какого персонажа не хватает сказке?

Игра «Угадай настроение» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Задачи : развитие понимания чувств и эмоций.

Для этой игры изготовлен набор схем разных сказок – «Теремок», «Репка», «Красная шапочка». Лица сказочных персонажей изображены в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему и предлагает угадать настроение каждого персонажа.

Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, развязывать «узелки».

Игра «Сказочные клубочки».

Задачи : развитие памяти, речи.

Воспитатель даёт задание : «Сколько сказок свернулось в клубок?»

«Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

- Угадай сказку по трё м словам:

1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»)

2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности:

инсценирования любимых книг;•

игры – драматизации;•

творческие ролевые игры на основе литературной темы;•

просмотр кукольного и теневого театра;•

диафильмы;•

литературные утренники и развлечения.

Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Пусть дети научатся активно двигать языком.

Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории» : "Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты". (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы можно спросить у детей: "Почему вы мне ничего не ответили? " Предположительный ответ детей: "Вы нас не спрашивали! " - "Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? " - "Да, конечно! " - "Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила? " Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться - "подниматься и спускаться с горки" (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины "голос повышается", "голос понижается").

Подбирайте рифмующиеся слова

Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию фонематического восприятия.

Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под. (крана)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке. (лапу)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался. (зайка)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая. (лисица)

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула. (зайчишку)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему. (штанишки)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из. (лейки)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на. (стуле)

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. (живот)

Верещунья, белобока,

И зовут ее. (сорока)

В реке большая драка -

Поссорились два. (рака)

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо. (речка)

Между гор издалека

Течет бурная. (река)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно,. (карандаш)

Мы купили кошке

Новые. (сапожки)

Исключайте лишние слова из ритмического ряда

"Какое слово лишнее?"

Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка, клетка, диван, сетка. И т. д.

Кроме театрализованных игр развитию выразительности речи могут способствовать и другие их виды: подвижные, словесные, дидактические, а также игровые упражнения, которые могут использоваться в книжном уголке. Детям необходимо:

Показывать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением высоты, силы голоса. Что интонация придаёт речи окраску. Помогает выразить чувства. Знакомить детей с различными видами интонации. Учить различать их на слух и выразительно произносить.

Игры-упражнения на развитие интонационной выразительности (с воспитателями)

Мимика.

Мимический кубик. Изображение педагогами с помощью мимики эмоционального состояния, схематически представленного на выпавшей грани кубика. Далее нужно рассказать стихотворение с соответствующей интонацией.

Мелодика.

Восклицательный знак. Показ графически изображенного восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением:

Чудак – восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!

Затем произносится текст, а педагоги, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

«На опушке».

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

Вопрос – ответ. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству педагогов.

Педагоги встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда поизносится фраза-вопрос, шаг вперед делают педагоги с эмблемами вопросительного знака, когда фраза-утверждение, - педагоги с эмблемами точки.

Темп.

Осенние листочки. Красные («медленно», синие («умеренно») и зеленые («быстро») символы.

Педагогам, сидящим за столом, предлагают выложить перед собой символы в той последовательности, в какой меняется темп речи при чтении стихотворения.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

"Часы"

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди

"Прогулка"

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги,

По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе,

И в ямку. бух! (сесть на пол на последнем слове).

Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)

Это я, я, я!

Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).

Молоток: тук-тук (хлопки руками,

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)

Постучали и открыли. (постучать "замком" по столу и расцепить руки)

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,

Да и снова полетели.

Наша ёлка велика (круговое движение руками,

Наша ёлка высока (встать на носочки,

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки,

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

"Мы топаем ногами"

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Публикации по теме:

Стихотворение о книжном уголке «Умные полочки» в средней группеСтихотворение о книжном уголке «Умные полочки» в средней группе Предлагаю вашему вниманию авторское стихотворение о книжном центре «Умные полочки» в средней группе «Карапузы». В нашем детском саду проходил.

Игры, упражнения, двигательные задания для развития физических качеств. Игры, упражнения, двигательные задания для развития физических качеств. Сила Эстафета «Паучки» Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.

Семейные книжки-самоделки в книжном уголкеСемейные книжки-самоделки в книжном уголке Многие дети с самого раннего возраста любят рассматривать яркие картинки, но не все родители находят время читать детям художественную литературу.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Семинар — практикум «Игры с детьми в период адаптации» Семинар – практикум. Подготовила педагог-психолог МБДОУ детский сад №35 города Крымска Кныш Алефтина Спиридоновна Игры с детьми в период.

Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.

Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.

Семинар-практикум с родителями «Музыкально-дидактические игры» Семинар-практикум для родителей «Музыкально-дидактические игры в развитии ребенка» Тема: «Музыкально – дидактические игры в развитии ребёнка».

Семинар-практикум «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим. Логоритмические упражнения» Семинар – практикум для педагогов «Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» "Логоритмические упражнения» Подготовила:.

«Озеро байкал — Гордость России» работа в книжном уголке ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ Для старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке»
Опубликовано: 26 марта 2017 в 10:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ануфриева (УИ 301657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД