МААМ-картинки

Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями»

Eлена Степакина
Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями»

Слайд 1

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

Публикация «Семинар-практикум „Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями“» размещена в разделах

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Игра-приветствие.

"Мы похожи?. "

Цель: понять, что мы и похожи и имеем право на отличие, то есть каждый имеет право быть собой.

Ходите по комнате, говоря окружающим 2 фразы: "Ты похож на меня тем, что. " и ""Я отличаюсь от тебя тем, что. "

Слайд2

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Пунк 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 3

Как сложно бывает достучаться до пап и мам?

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. ?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Слайд 4,5

Родителей детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа «Трудоголики» – это родители, очень занятые на работе. Поэтому они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа не может активно посещать родительские собрания, консультации, тренинги, семинары. Но при правильной организации взаимодействия именно они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком работу на конкурс, примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, «Мама, папа, я – спортивная семья» или субботнике по благоустройству территории детского сада.

Вторая группа «Наблюдатели» – это родители с удобным графиком работы, неработающие бабушки и дедушки. Задача воспитателя – активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу группы, чтобы они не оставались на позиции пассивного наблюдателя. Как видно из практики, активными участниками мероприятий в этой родительской группе становятся бабушки и дедушки. Например: помощь в высадке зеленных насаждений, облагораживание прогулочной площадки и т. п.

Третья группа «Молодой актив» – это молодые родители, с завышенными потребностями и требованиями к детскому саду в получении навыков поведения в коллективе, соблюдении правильного режима дня, обучении и развитии. Задача воспитателя – выделить из этой группы родителей энергичных мам или пап с хорошими амбициями, которые после правильной работы с ними в последствие станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателя. На эту родительскую группу и необходимо опираться при подготовке к проведению праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Упражнение «Какие они – современные родители

Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.

Содержание: по кругу передается клубок, и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

Слайд 6,7,8,9,10

Чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, можно использовать разнообразные формы работы, которые можно разделить на:

традиционные (родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, утренники, оформление информационных стендов).

нетрадиционные (участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по различным направлениям, презентация группы, видеопрезентация, концерты, клубы по интересам, театральные постановки, оформление стенгазет и буклетов, информация о группе и детском саде на сайте в Интернете, круглый стол, родительская почта).

Подробнее рассмотрим следующие нетрадиционные техники:

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

Круглый стол. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

«Семейный театр»

Родители под руководством воспитателей выбирают сказочный сюжет, пишут сценарий, распределяют роли, изготавливают декорации и костюмы. Спектакль с участием детей и членов их семей может быть проведен как часть праздника, досуга или родительского собрания.

«Родительская почта»

Можно предложить несколько таких ящиков для оперативного сбора различной информации : «Почта родительского гнева», «Вы спрашиваете», «Благодарности родителей», «Почта родительских идей» (предложения, пожелания)

Важным в персонализации почты становится действенность тематики обращений родителей (название почты должно стимулировать, ответная реакция ДОУ (ее адекватность, оперативность, доступность и гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованную, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания ребенка в нем. Обращение родителей к ДОУ содержит три обязательных абзаца:

1. Уважаемы педагоги (администрация) хотелось бы предложить следующее…

2. Уважаемые педагоги (администрация) могу предложить помощь в …

3. Уважаемы педагоги (администрация) благодарю вас за …

Дискуссия «Я и родители моей группы».

Задание. «Вопросы – ответы»

1. Какие формы взаимодействия с родителями Вы используете?

2. Что не получается, каких знаний не хватает, какие проблемы волнуют?

3. Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?

4. Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями?

5. Какие профессиональные / личностные качества Вы проявляете при общении с ним?

6. Из – за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями

«Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

Слайд 11

Существуют возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собрания:

положительные отрицательные

Нетрадиционная форма проведения (театр, концерты, родительская почта, мастер-класс, деловая игра и др.) Родительское собрание, лекция

Ограничено во времени Собрание длится больше 1 часа

Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, ДОУ Тема без учета возможных трудностей, интересов родителей

Качественно подготовленное собрание Слабое, плохо подготовленное собрание

Проходит в форме диалога. Родители непосредственные участники, обсуждают, спорят, доказывают В форме монолога. Родители только слушают.

Привлечение узких специалистов ДОУ, выступления детей (музыкальная композиция, сценка, подарки друг другу) Выступает один воспитатель

Слайд 12 (афоризмы)

1. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-тренинга?

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

Исходя из собственного опыта, подумайте и ответьте себе, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию) - как первый или как второй толкователь?

Слайд 13,14,15 (выберите подходящие фразы)

«Учимся общаться с родителями»

Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару - «желательную» фразу.

Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы:

- инициатор беседы уверен в себе;

- утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме;

- исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы;

- обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”".

Упражнение "Выбери фразу"

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять (записать их слева)

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним (записать справа)

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом, а "нежелательные"

в паре с "желательными" – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от "нежелательной"

фразы к "желательной".

Предложенные фразы:

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, Ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения, обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы:

"Извините, если я помешала…"

"Я бы хотела еще раз услышать…"

"Давайте с вами быстренько обсудим…"

"Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…"

"А у меня на этот счет другое мнение…".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными" :

"Я бы хотела…" – "Вы хотите…";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";

"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";

"Я пришла к такому выводу, что" – "Думается, ваша проблема закл-ся в том, что…";

"Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".

Слайд 16

«Правила построения эффективного общения»

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)

Самые универсальные – это:

1. Улыбка,

2. Имя собеседника

3. Комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Упражнение «Комплимент»

Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы. Чтобы расположить к себе собеседника.

Применить «Правило трех плюсов»

Самые универсальные – это: - улыбка, - имя собеседника, - комплимент.

Задание: Сказать комплимент своему партнеру по общению. Каждый участник по кругу передает мяч и говорит своему соседу добрые, хорошие слова

Инструкция: Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент. В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент дол жен быть немедленно возвращен.

Слайд 18,19,20,21,22

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Приемы установления контакта с родителями.

При общении очень важно, чтобы Ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.

Голос. При разговоре используйте мягкий доверительно – деловой тон, средний темп, говорите внятно, четко излагайте свою позицию, просьбы.

Если вы проявляете нетерпение, говорите на повышенных тонах, раздражаетесь, то о Вас может сложиться впечатление, что Вы:

• Не уважаете других,

• Боитесь,

• Недоброжелательны,

• Плохо воспитаны и др.

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. Взгляд. Хотите установить контакт – начните со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: может, со мной что-то не так, слишком навязчивый собеседник и т. п.

2. Короткая дистанция. Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность и умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, занять удобное положение.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Выделяют 4 зоны, в которых общаются люди. По мере необходимости мы выбираем ту или иную зону. Неправильно выбранное расстояние между собеседниками во время общения может быть воспринято, например, как агрессия или полное равнодушие к собеседнику.

Зона первая - это интимная зона, она распространяется на расстояние 15-45 см. Из всех зон эта является наиболее важной, именно эту зону человек рассматривает как свою собственность. Заходить в эту зону разрешается тем людям, которые близки человеку. Сюда входят любимые люди, родители, супруги, дети, близкие друзья и родственники.

Вторая зона - личная зона, она распространяется от 46 см до 1,5 м. На этом расстоянии мы держимся друг друга во время деловых встреч, бесед.

Третья зона - зона социального общения. Она распространяется от 1,5 м до 3,5 м. На этом расстоянии мы держимся от незнакомых людей, например, от слесаря и водопроводчика, когда они делают какую-либо работу у нас в доме, от почтальона, от продавца, от нового сослуживца по работе и от людей, которых мы не очень хорошо знаем.

Четвертая зона - это так называемая общественная зона, которая начинается на расстоянии, большем 3 м 60 см от тела человека. Оно определяется тем расстоянием, с которого нам приятно общаться или обращаться к большой аудитории людей.

Что мешает или помогает общаться?

1. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

2. Жесты. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. ( Известные жесты: «замки» (скрещенные на груди руки, пальцы рук, ноги)- знаки, воспринимаемые подсознанием любого человека однозначно: для общения Вы закрыты.)

3. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

4. Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Заключительная часть. Подведение итогов (обратная связь)

Психолог: На этом наш семинар – практикум подоходит к концу и мне очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.

Рефлексия впечатлений участников.

«Закончи предложение»

Сегодня я узнала ….

Сегодня я уточнила …

Сегодня я открыла…

Сегодня я вспомнила….

Рефлексия – оценка занятия

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Желаю вам успехов в работе и профессионального роста.

Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями»
Опубликовано: 5 октября 2021 в 10:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД