МААМ-картинки

Семинар «Сквернословие»

Марина Пегливонян
Семинар «Сквернословие»

Цель:

Выяснить отношение к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата.

Задачи:

Расширить знания о вредных привычках.

Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Провести профилактику проблемы в речи слов-паразитов.

Информировать о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия.

1. Вступительное слово. (1 слайд)

Публикация «Семинар „Сквернословие“» размещена в разделах

Сегодняшний наш семинар посвящён одной из самых важных и в то же время трудных тем. Сегодня мы будем говорить о сквернословии. (2 слайд)

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, матерщина, нецензурная лексика, и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь.

Мигель Сервантес

«Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно все богопротивное».

Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?

Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

Сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения ее никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

Нами было проведено анкетирование наших воспитанников с целью выявить, каково отношение ребят к этой серьёзной проблеме. Анкета предлагала ответить на следующие вопросы:

(3 слайд)

1. Считаете ли Вы, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи?

2. Ваше отношение к сквернословию?

3. Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

4. Опасно ли сквернословие? Если да, то чем?

5. Нужно ли бороться со сквернословием и как?

Ответы на первый вопрос анкеты показывают, что подавляющее большинство ребят считают, что проблема культуры речи остро назрела в нашем обществе.

Отвечая на второй вопрос, основная часть воспитанников указывают, что относятся к сквернословию с осуждением.

Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все еще приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остается актуальной? Расхожей стала философия, что мы не можем жить без мата, что он у нас в крови, что мат – это национальная русская традиция. Это ошибочная точка зрения.

Вот об этом следует поговорить подробнее.

История возникновения сквернословия. (4слайд)

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец, ломается сама жизнь.

(5 слайд)

Все знали, что нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки- оскорбится водяной, бранить детей-будут мучимы бесами, материться в доме- бесы будут жить в этом жилище.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

(6 слайд)

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

Если проанализировать ответы детей на этот, третий вопрос анкеты, то выявляются следующие причины употребления скверных слов

Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому;

Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему;

Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия;

Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к «своим»;

Скверный характер, вредные привычки;

Неуважение, унижение

Отсутствие внутреннего самоконтроля;

Для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях;

Неправильная трактовка понятия «свобода слова.

(7 слайд) Опасно ли сквернословие?

На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема.

Сквернословие стало "нормой" для современного если не носителя "великого и могучего русского языка", так его безропотного "слушателя". Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

(8 слайд)

Но как же влияет мат на человека?

Мат опасен для здоровья, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, обворовывает духовно, унижает, оскорбляет.

(9слайд)

Слово человека- энергия. Если слово хорошее- добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

(10слайд)

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Замечено, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1. Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2. Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки.

3. Третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

(11слайд)

Нужно ли бороться со сквернословием и как?

Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию?

Следующий вопрос, на который предлагала ответить наша анкета, звучит так: Нужно ли бороться со сквернословием? Если да, то как?

Ответы ребят разделились. Некоторые считают, что искоренить мат невозможно и бороться со сквернословием бесполезно. Однако большая часть опрошенных настроена более оптимистично. Нужно развивать в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

(12 слайд)

Какие же пути борьбы со сквернословием были предложены?

Повышение общего уровня грамотности и культуры.

Глубокое изучение русского языка и литературы.

Воспитание любви к людям.

Ужесточение законов, штрафы, цензура.

Воспитание примером в семье с малых лет.

Пропаганда здорового образа жизни.

Делать замечания друг другу.

Наказывать хамов презрением.

(13 слайд)

Предлагаем вам немного поработать. Составьте пожалуйста лозунги против сквернословия из предложенных слов:

Мат, богат, дрожат, небогат, слабоват, матерится. Злиться, лечиться, ад, девчат, ушат, глуповат, концентрат, добиться, больница.

(14слайд)

Отказавшись от матерного языка можно приобрести здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, любовь близких.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

В одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

(15 слайд)

Но как же избавиться от сквернословия?

1. Перестать ругаться самому, выработать у себя брезгливость и отвращение к бранным словам.

2. Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.

3. Произносить больше добрых слов.

(16 слайд)

Л. Н. Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

У Вадима Шефнера есть стихотворение

Слова.

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.

(17 слайд) ролик

И в заключении мы предлагаем просмотреть ролик.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Чего хотят младенцы» Семинар для будущих мам«Чего хотят младенцы» Семинар для будущих мам «Чего хотят младенцы» Семинар для будущих мам На базе нашей инновационной площадки в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №31», которая работает.

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет) Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Семинар для родителей «Быть выше страха»Семинар для родителей «Быть выше страха» 1. Ознакомление с целями и задачами семинара. 2. Психолого-педагогическое обоснование проблемы социально-эмоционального развития дошкольников.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Автор публикации:
Семинар «Сквернословие»
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 13:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД