Юлия Савинова
Семинар «Учимся любить природу» для родителей и детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР «Учимся любить природу»
для родителей и детей младшей группы
Цель: познакомить родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе. Дать представление родителям об игровых методах общения со своими детьми при воспитании основ экологической культуры. Способствовать развитию детско-родительских отношений.
Публикация «Семинар „Учимся любить природу“ для родителей и детей младшей группы» размещена в разделах
Часть 1. Теоретическая (только для родителей).
Когда человечек рождается, он постепенно начинает познавать окружающий мир. Младенец рассматривает всё вокруг себя, запоминает образы и предметы, учиться разговаривать и слышать. Проходит время, и вот уже маленький человечек становится настоящим исследователем. Психологи уверяют, что основные понятия и знания закладываются именно в детстве. Поэтому очень важно привить ребенку любовь не только к близким людям, но и к окружающему его животному и растительному миру.
Дети 3- 4 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Наша с вами задача - заложить первые ориентиры детей в мире природы, в мире растений и животных как живых существ. Малышам необходимо сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
В нашем детском саду эту работу мы организуем самого раннего детства. В детском саду проводятся:
- наблюдения за живой и неживой природой, например за растениями уголка природы, птицами, солнцем и деревьями, за явлениями природы;
- малыши участвуют в подкормке зимующих птиц и наблюдениями за ними;
- мы проращиваем в зимнее время и наблюдаем за ним;
- мы рассказываем и обыгрываем с ребятами народные сказки, рассматриванием иллюстрации в книгах, в которых рассказывается о животных.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Нам очень хочется, чтобы родители принимали активное участие в воспитании у детей любви к природе.
Действия малышей в природе должны быть окрашены положительными эмоциями, активным восприятием всего того, что говорит и делает взрослый, добровольном и активном участии ребенка в совместной деятельности.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок рассмотрел животное или растение как можно ближе, запомнил его внешний вид. Какой радостью засияют глазки ребенка, если он увидит божью коровку, прилетевшую на травинку. Мы учим детей не трогать живое, не мешать им.
Ребёнок обязательно начнет задавать вопросы, и наша задача состоит в том, чтобы дать на нихпростые ответы, которые бы запомнились малышу. Для закрепления сведений, необходимо задать маленькому человечку ряд вопросов: «Что делает животное, как выглядит, как питается, как передвигается?».
Богатство речи взрослых, умение подобрать яркие и точные образы в описании листиков растений или повадок животных, приведут к желаемому результату – запоминанию. Рассказ может содержать интересные факты не только о жизни животных и растений, но и об охране флоры и фауны, заботе человечества о братьях наших меньших. Не забудьте, что дети не могут долго воспринимать поток информации: пусть рассказ будет длиться не более чем 5-10 минут – этого времени вполне достаточно.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому важно создавать условия для повседневного общения детей с природой.
2 часть. Практическая (для родителей с детьми)
Цель: обучить родителей практическим навыкам общения с ребенком в процессе ознакомления его с природой.
Оборудование: карточки с изображением диких и домашних животных и их детенышей, листы с заданиями на каждого ребенка, запись голосов птиц, цветные карандаши, подставки для картинок, «чудесный мешочек», муляжи овощей и фруктов по количеству присутствующих.
Ход занятия:
Сейчас я хочу предложить вам стать детьми и поиграть.
1. Дидактическая игра «Почему завяли цветы в широкой вазе»?
В этом задании вам пригодится карандаш. Посмотрите, в одной вазе стоят красивые цветы, а в другой – цветы завяли. Почему так произошло? (Ответы детей). Давайте позаботимся о цветах и «нальём» в вазу воды.
2. Дидактическая игра «Соедини овощи и фрукты с фигурой».
Вам нужно соединить овощи и фрукты с фигурой, на которую они похожи, и раскрасить таким же цветом.
В ходе выполнения задания родители могут задавать детям вопросы:
-Где растут фрукты, овощи?
-Бывают ли эти фрукты другого цвета?
-Как одним словом назвать то, что растёт на огороде?
-Как одним словом назвать то, что растёт в саду?
-Какие овощи или фрукты ты больше всего любишь?
А теперь я предлагаю вам отгадать загадки: в процессе отгадывания дети находят соответствующие картинки. У кого-то на картинке «мама», у кого-то – «ребенок».
1. Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит
И у дома своего
Ржё т негромко: «И- го- го».
2. Кто гуляет на лужайке
Без панамки и без майки,
Отгоняя вредных мух,
И мычит протяжно: «Му –у –у»
3. Кто у двери нас встречает
В будке целый день проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав».
4. Кто на завтрак ждёт сметану
И не хочет пить какао
Любит бегать по дивану
И мяукать: «МЯУ-МЯУ».
-Как называются эти животные? Где они живут?
1. Я весёлый попрыгайка,
А зовут меня все…
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это…
3. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
4. На спине его иголки,
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
- Как называются эти животные? Где они живут?
3. Дидактическая игра: «Где чья мама»?
У каждого животного есть детёныш. Давайте поможем маме найти своего детёныша.
В ходе выполнения задания родители могут спросить у детей :
-Как называется детёныш у того или иного животного?
-Кто из этих зверей самый маленький?
4. Дидактическая игра: «Дикие и домашние животные».
Я предлагаю вам поиграть в игру и расселить животных по домам. Домашних животных – к дому, диких животных – в лес. Родители помогают детям.
6. Дидактическая игра: «Что хорошо, что плохо»
Все и дети, и взрослые знают правила поведения в природе. Сейчас я покажу взрослым экологические знаки, а вы, дорогие мамы и папы, скажете правило, которое они обозначают. После такой разминки ребятам будет не сложно выполнить следующее задание. На карточках нарисованы картинки с хорошими и плохими поступками по отношению к природе. Зачеркните те поступки, которые, по вашему мнению, могут навредить природе.