елена Липчинская
Семинар «Воспитание детей в процессе гендерной социализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание дошкольников в процессе гендерной социализации
В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола. В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании»,в связи с новыми требованиями к образовательной программе формирование гендерной принадлежности одна из задач, стоящих перед педагогами. ( слайд: ряд проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек, притупление или потеря чувств гендерной принадлежности (одним словом трудно разобрать где слабый пол,а где-сильный,повышение неадекватности форм поведения среди молодежи)
Публикация «Семинар „Воспитание детей в процессе гендерной социализации“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. При этом вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин. В общем-то, ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во – вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего скрывать, профессия воспитателя не входит в разряд престижных, мужских. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.
Итак,уважаемая аудитория как вы думаете в чем различие понятий «Половое» или «Гендерное» воспитание?
Возникает резонный вопрос: С какого возраста надо начинать гендерное воспитание?
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми. Значит процесс гендерного воспитания должен начинаться с самого раннего возраста в семье, потому что дети стараются быть похожими на своих родителей и копируют их модель поведения. Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между"женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из"добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей",а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание.
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, я отметила, что есть девочки которые недостаточно скромные, нежные, терпеливые, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабые физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Иногда в играх дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера-это вызывает тревогу. Значит, проблема воспитания, и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Возникает еще один вопрос:Уважаемая аудитория Кто участвует в гендерном воспитании ребенка и какова их роль в данном процессе?
Расположим участников гендерного воспитания по степени их важности (слайд)
Семья: ребенок копирует своих родных, особенно стараясь походить на родителя своего пола. Ребенок живущий в благополучной,полной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов. Кроме того,наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Педагогический коллектив детского сада: Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения.
Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе, социальный статус семей (много неполных,изучив психологические особенности мальчиков и девочек, я окунулась в эту проблему и постаралась привлечь родителей, но оказалось все не так просто. Провела анкетирование родителей и поняла, что занялась этой темой не напрасно. Многие родители считают, что воспитанием должны заниматься в детском саду «специально подготовленные люди»,другие, что детей дошкольного возраста рано просвещать по вопросу пола. Я подготовила ряд консультаций:
«Почему дети конфликтуют»,«Мальчики и девочки играют»,«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»,«Половое воспитание дошкольников»,«Ребенок и его игрушки»
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, я считаю,что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей я уделяю подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.
В игровой деятельности,совместно с родителями, мы постоянно пополняем и расширяем сюжет игры: например девочки чаще играют в игру «Модельное агентство»,"Моряки" -здесь объединяются такие сюжеты как :Водолазы,подводная лодка,рыбацкое судно,пираты
«Сценодвижение»,работа с парикмахером, маникюр, работа с фотографом, непосредственный показ моделей. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы учитываем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываем их игры, а лишь направляем игры мальчиков в нужное русло. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, с удовольствием манипулируют деталями конструктора, это отражается в игре «Строитель»-это выбор объекта строительства, способ доставки на строительную площадку материала, дизайн постройки, сдача объекта
В нашем детском саду при воспитании детей, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. (покрывала и полотенца двух цветов,маркировка на шкафчиках,символы на дверях туалетной комнаты)
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Дети должны постоянно получать знания и разнообразные впечатления об окружающей действительности. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).
Необходимо рассказывать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помочь осознать их значимость в семье. Детям очень запомнилась встреча с шахтерами –проходчиками. Они рассказали детям о своей нелегкой,но очень значимой в нашем обществе профессии. Принесли фотографии,потом все вместе посмотрели видеофильм и пришли к выводу,что проходчиком могут работать только сильные,смелые и физически здоровые мужчины.
По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому я, оценивая результаты деятельности мальчика, делаю акцент на конкретных его успехах. Например: «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня ты научился рисовать многоэтажный дом», оценивая результаты деятельности девочки делаю акцент на том, как хорошо она что-либо выполнила. «Умница Настя, красиво нарисовала дом»,«Влада,ты сегодня изящно танцевала).
В результате всей работы по гендерному воспитанию у детей расширяется кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимоотношениям, дети чаще стали проявлять внимание, вежливость по отношению друг к другу. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.