Тюрюханова Наталья Гаврииловна
Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство.
Воспитатель: Тюрюханова Наталья Гаврииловна
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания запоминание, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Само восприятие - это непосредственное, отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств, с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности, через сенсорные ощущения : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Сенсорное развитие детей раннего возраста через декоративно прикладное искусство развивает у детей восприятие и формирует представления о свойствах предметов, различных явлениях окружающего мира. Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых, возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются эстетические чувства и художественный вкус. Развиваются творческие способности детей.
Через декоративно прикладное искусство у детей развиваются сенсорные эталоны - это обще принятые образцы внешних свойств предметов.
-Эталон цвета - это семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Рисуя, ребёнок запоминает основные цвета, знакомится с их оттенками.
-Эталон формы - это геометрические фигуры (круглый, овальный, квадратный).
-Эталон величины - метрическая система мер (часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим: большой кувшин, маленькая чашка).
- В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения (хохломские ложки используют как музыкальный инструмент - ими можно стучать).
Познавая искусство народно прикладного творчества, малыш приобретает чувственный опыт- ориентировочно исследовательской деятельности, используя такие способы действия как:
-Хаотические действия (в основном используются до года, ребёнок действует с предметом как считает нужным).
-Методом проб и ошибок (пока не найдёт правильный вариант).
-Практическое применение (сравнение предметов вблизи, и действуя в соответствии с результатом (втулки).
-Зрительное соотнесение (сравнение предмета на расстоянии).
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по настоящему значим.
Для развития творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия:
1). Развивать творческие способности необходимо с раннего возраста.
2). Поощрять любые интересы ребёнка.
3). Использовать различные виды декоративно прикладного искусства : аппликация, лепка, рисование, музыка.
4). Создать обстановку, которая будет способствовать развитию творческих способностей детей.
5). Снабдить необходимым материалом.
6). Радоваться успеху ребёнка.
7). Подбор специальных дидактических игр с обучающими задачами.
8). Подвижные игры, с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели, без учёта определённого признака предмета. (Добеги до матрёшки).
Следуя помнить о том,что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками предметами.
В процессе ориентировочно исследовательской деятельности, используя народно прикладное искусство в развитии детей раннего возраста приобретается :
1). Учат цвета.
2). Учат форму.
3). Учат величину изделия.
4). Развивают речь детей. (Проговаривая слова и действия).
5). Различают качество предметов. (Дерево, бумага, глина).
6). Рисуют различными нетрадиционными методами.
(Пальчиком, ватной палочкой,штампом, кистью-травинки).
Тема декоративно прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Дидактические игры:
"Собери картинку"
"Расставь матрёшек правильно"
"Дорисуй,что не дорисовал художник"
Консультации для родителей:
"Декоративно прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей".
"Народное декоративно прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста".