Надежда Васильевна
Уголок сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с самыми маленькими детишками (а им от 1,6 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, благодаря которым, малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего.
Публикация «Уголок сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2019
Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении.
На своей группе я разрабатываю творческий проект: «Ручки-почемучки» по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Целью сенсорного воспитания является формирование способностей у малышей.
Для своего проекта определила следующие задачи:
• Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
• Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
• Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств)
• Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
Проект по своей направленности творчески он будет наполняться с каждым занятием – исследовательский и включает в себя интеграцию пяти образовательных областей: познавательное развитие, творчески-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.
Предполагаемые результаты проекта:
• Овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины)
• Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями;
• Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.
Проект состоит из трё х этапов:
Этап: подготовительный.
Для начала работы над проектом я сделала тематическую подборку из методической литературы, статей из журналов содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в создании мини-центров с сенсорной направленностью, приобретение и изготовление игр и пособий.
При выборе месторасположения мини-центров в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсорных объектов для центров в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Оформила мини-центр экспериментальной деятельности, который дает возможность выполнять простейшие манипуляции с различными предметами, игрушками, возможность маленьким деткам исследовать, трогать, ловить, ощущать предметы, тем самым делая свои первые опыты и познавать окружающий мир.
Оформляется мини-центр «Деревенский дворик», где дети могут не только знакомиться с его обитателями, но и становиться непосредственными участниками сюжетных игр в этом дворе: потрогать и покормить животных, собрать куриные яйца, отдохнуть на травке, перебрать для курочки зерно и т. д.
Малыши могут «собирать» урожай из яблок и слив (фрукты на деревьях – они набитые поролоном, и их можно менять в зависимости от темы, «садить» и собирать овощи с грядки (овощи пластмассовые, так же их можно менять)Дети знакомятся со свойствами многих других материалов, тем самым развивают тактильные ощущения, речь. В дворике роль зеленой травы выполняет коврик, на котором дети могут постоять, полежать, походить.
Следующий 2 этап проекта: реализованный
Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, гимнастике для глаз (с использованием мультимедийных средств, об использовании элементов массажа и само - массажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности
Вот некоторые игры-задания, которые проводила во время проекта:
«Чудесный мешочек»
Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
" Прищепки"
На силуэт из картона (ёжик, солнышко, смайлики, ребенок должен цеплять прищепки, можно усложнить задание -прищепки будут определённых цветов и силуэт тоже.
Разноцветные мешочки»
Перебирая разноцветные мешочки, ребенок определяет что там лежит раскладывает в ряд эти мешочки ( например: рис, гречка, горох, фасоль, песок, маленькие камешки галька).
Сенсорный столик для самых маленьких «Занимательная полянка»
Здесь малыш может дать волю своим ручкам:, вертеть, доставать мячики, забрасывать их в отверстия бутылочек, собирать нектар (бусинки) с цветов, учить название основных цветов, развивать не только мелкую моторику, но и глазомер, умение сосредоточиться, щупать (гладкое, шершавое, мелкое, крупное, рельефное)
Заключительный этап
На последнем заключительном этапе планирую провести занятие «Играем сказки», диагностирование детей.
Результаты проекта:
• Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности игр и пособий;
• Воспринимать познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;
• Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;
• Соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;
• В ведение дидактических игр в решение обучающих задач по обогащению непосредственного чувственного опыта детей.
Конечно, проведение проекта не ставит точку в дальнейшей моей работе по сенсорному развитию детей, потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания, в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития.