Людмила Рожнева
Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с применением интерактивного стола
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ "ДС "Снежинка", Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой.
Основным средством для развития сенсорного развития был выбран Smart стол (интерактивный стол). Интерактивный стол — представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения [1, c. 27]. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом.
Публикация «Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с применением интерактивного стола» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения педагога-психолога: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности. Видно, что дети стеснительные, в обычной обстановке сторонящиеся коллектива сверстников, стали более свободными, раскрепощенными, испытывают удовольствие от работы, а иногда даже проявляют признаки лидерства в групповых заданиях [4, c. 21].
Проведение занятий по сенсорному развитию включало :
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); - объяснение правил и хода игры; - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия; - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); - подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности.
При организации дидактических игр детей от 3 до 4 лет, по данным А. К. Бондаренко, воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности : ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности [3, c. 21]. Отсюда и трудности, преодолеть которые можно, делая акцент на занимательности, использовании игровых приемов и игрушек, повышающих интерес к решению дидактических задач. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания мира. Учитывая это, воспитателю следует подбирать такой дидактический материал, который дети могут обследовать и с которым можно активно действовать, играть.
В младшей группе дети учатся узнавать и называть форму, величину, цвет предметов («Геометрическое лото», «Закрой окошко», «Большие и маленькие»). Формировать умение находить сходство и различия в предметах, группировать их по выделенным свойствам («Разноцветные дорожки», «Разложи по полочкам», «Подбери пирамидки по цвету»). Развивать умение сравнивать две группы по количеству (один – много – мало – поровну) входящих в них предметов, ориентироваться в окружающем пространстве («Найди свой дом», «Соберем пирамидки», «Принеси и покажи») [3, c. 89].
Использование интерактивных детских столов в образовательном процессе обеспечивает личностное и умственное развитие ребенка сразу по нескольким направлениям.
Работа в команде. Все электронные столы оснащены мультитач экраном, что позволяет ребенку не только использовать сразу две руки, но и играть в команде со своими сверстниками в рамках коллаборативного обучения.
Активное вовлечение в обучение. Эргономика детских интерактивных столиков создает комфортную образовательную среду для детей различного возраста. А возможности использования сенсорного столика для игр и обучения, вызывают интерес у детей, без труда привлекая их к образовательному процессу в игровой форме.
Целостное развитие. Специализированные детские программы для наших развивающих столов обеспечивают всестороннее развитие детей, начиная от познавания окружающей среды и изучения математики и заканчивая развитием логических и музыкальных способностей ребенка [5, c. 31].
Таким образом, сенсорное развитие детей с помощью интерактивного стола оправдывает себя во всех отношениях. Оно повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанника и их сотрудничества в непосредственно-образовательной деятельности.
Литература
1. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М. М. – М. : Владос, 2016.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 2015. – №3. – с. 16 – 19
3. Белкина В. Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2015.
4. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. - М. : Владос,- 2017.
5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2016.