Папки-передвижки

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (13 фото)

Наталья Ахметшина
Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Работая с самыми маленькими детишками (а им от 1,6 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию детей,так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, благодаря которым, малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, орфографической неточности.

Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении.

На своей группе я разработала творческий проект: «Ручки-почемучки» по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Для своего проекта определила следующие задачи:

• Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

• Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

• Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;

• Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств) ;

• Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.

• Закрепление у детей понятие форм: круглая (шар, кубик ;

• Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине,

Проект по своей направленности творчески – исследовательский и включает в себя интеграцию пяти образовательных областей: познавательное развитие, творчески-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Предполагаемые результаты проекта:

• Овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины)

• Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями;

• Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.

Проект состоит из трёх этапов:

Этап: подготовительный.

Для начала работы над проектом я сделала тематическую подборку из методической литературы, статей из журналов содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в создании мини-центров с сенсорной направленностью, приобретение и изготовление игр и пособий; диагностирование детей; доведение до сведений родителей важность проблемы формирования сенсорных способностей у младших дошкольников; создание картотеки игры по сенсорному развитию.

При выборе месторасположения мини-центров в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсорных объектов для центров в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Оформила мини-центр экспериментальной деятельности, который дает возможность выполнять простейшие манипуляции с различными предметами, игрушками, возможность маленьким деткам исследовать, трогать, ловить, ощущать предметы, тем самым делая свои первые опыты и познавать окружающий мир.

Фото №1 Сенсорное развитие и воспитание

Оформила мини-центр «Деревенский дворик», где дети могут не только знакомиться с его обитателями, но и становиться непосредственными участниками сюжетных игр в этом дворе: потрогать и покормить животных, собрать куриные яйца, отдохнуть на травке, перебрать для курочки зерно и т. д.

Фото №2 Сенсорика Сенсорное развитие детей раннего возраста

Малыши могут «собирать» урожай из яблок и слив (фрукты на деревьях - вязанные, и их можно менять в зависимости от темы, «садить» и собирать овощи с грядки (овощи сделаны из поролона, так же их можно менять).

Фото №3 В результате возникают искажения в написании букв построении рисунка орфографической неточности Фото №4 Публикация Сенсорное воспитание детей раннего возраста размещена в разделах Воспитание детей

Дети знакомятся со свойствами многих других материалов, тем самым развивают тактильные ощущения, речь. В дворике роль зеленой травы выполняет «Колючий» коврик, на котором дети могут постоять, полежать, походить.

Фото №5 Материалы для педагогов Младшая группа Сенсорное развитие и воспитание

Мини-центры используются как в педагогическом процессе на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Следующий этап проекта: реализованный

Сюда вошли самые разнообразные задания, постепенно усложняющиеся по своему содержанию.

Немного расскажу о работе по реализации проекта.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) необходимо постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. С каждым цветом знакомила детей по отдельности, использовала показ презентации: «Всё о цвете для самых маленьких».

Использую так же различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

Фото №6 Сенсорика Темочки Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием

Хороший эффект дает использование массажных мячей, разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. «Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера (можно пластмассовые и деревянные вместе).

По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом.

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Важно заинтересовать и вызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом.

Фото №7 Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении

Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике,гимнастике для глаз (с использованием мультимедийных средств, об использовании элементов массажа и само - массажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Вот некоторые игры-задания, которые проводила во время проекта:

«Чудесный мешочек»

Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

" Прищепки"

На силуэт из фанеры (ёжик, солнышко, смайлики,ребенок должен цеплять прищепки, можно усложнить задание -прищепки будут определённых цветов и силуэт тоже.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Разноцветные мешочки»

Перебирая разноцветные мешочки, ребенок определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера мешочка или наполнителя (например:рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Фото №8 На своей группе я разработала творческий проект Ручки почемучки по сенсорному

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.)

"Пирамидки"

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Колпачки»

Изготовить игру можно с пластиковых бутылок из-под молока, йогуртов разных размеров, разрезанных пополам, ярко украшенных. Ребенок может составлять их по размеру друг на друга.

«Рассели мышек»

Ребенку предлагается расселить мышек по своим «домикам». Закрепление цветового восприятия.

Фото №9 Воспитание детей

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

«Собери бусы»

2 варианта:

1- Ребенок просто собирает хаотично бусы. (для самых маленьких от 1 года (бусы, конечно должны быть крупными);

2- Педагог показывает элемент — образец части бус, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по образцу собирают бусы из разноцветных бусинок.

Сенсорный столик для самых маленьких «Занимательная полянка»

Здесь малыш может дать волю своим ручкам: крутить, вертеть, забивать гол в ворота, доставать мячики, забрасывать их в отверстия бутылочек, собирать нектар (бусинки) с цветов, учить название основных цветов, развивать не только мелкую моторику, но и глазомер, умение сосредоточиться.

Фото №10 Материалы для педагогов воспитанию детей раннего возраста Фото №11 Проект состоит из трёх этапов Этап подготовительный

На последнем заключительном этапе провела занятие «Играем сказки», диагностирование детей; представила для родителей презентацию развивающей среды по сенсорному воспитанию и конкурс среди родителей «Развивающая игрушка», который вызвал неподдельный интерес.

Результаты проекта:

• Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности игр и пособий;

• Воспринимать познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;

• Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;

• Соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;

• В ведение дидактических игр в решение обучающих задач по обогащению непосредственного чувственного опыта детей.

Конечно, проведение проекта не ставит точку в дальнейшей моей работе по сенсорному развитию детей, потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания

в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того,

насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития.

Фото №12 Для начала работы над проектом я сделала тематическую подборку из методической литературы статей из журналов содержащих идеи оформления уголка
Публикации по теме:

Доклад «Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности» Тема моей работы: "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Сенсорное развитие составляет фундамент.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста». Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 20:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД