МААМ-картинки

Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка

Татьяна Должанская
Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка

Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка.

Ежегодно к нам в группу приходят малыши. Начиная работу с нового учебного года, по окончании адаптационного периода, мы проводим диагностику, используя несложные соответствующие возрасту задания, предусмотренные образовательной программой. Проанализировав результаты совместных действий с дидактическими игрушками каждого ребёнка, и в процессе наблюдения за детьми в игровой деятельности, я каждый раз прихожу к выводу, что сенсорный опыт у малышей очень мал, нужно обогащать и развивать его.

Публикация «Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка» размещена в разделах

Что же такое сенсорное развитие ребенка?

Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. справедливо считали, что сенсорное воспитание имеет огромное значение для умственного развития ребенка дошкольного возраста.

Ребенок, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира : он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Это так, но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным. Что бы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. По мнению доктора психологических наук Л. Венгера «руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения».

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. – обследованию, которое является основным методом сенсорного воспитания.

(Звучит таинственная музыка, перед коллегами появляется «Чудесный мешочек»)

Перед нами проблемная ситуация – определить на ощупь, что находится в мешочке.

Воспитатели ощупывают предмет, выслушиваются предположения.

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек встречается с неизвестным объектом.

Я предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, вспомнить задачи и приемы, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста, и в итоге узнаем, что же находится в «Чудесном мешочке».

Давайте назовем задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической познавательной деятельности.

4) повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Для того чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми, я поставила перед собой задачи:

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта малышей;

- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов

(в цвете, форме, величине);

- Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры.

- Повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. И мы играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, разборные стаканчики, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки, нанизываем геометрические фигуры на стержни, прокатываем с лотка шарики, вставляем втулочки, грибочки в отверстия. Учимся собирать предметы по убывающей величине, возрастающей, понимать слова «меньше», «больше» А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Задания стараюсь давать в игровой форме: «Мишка – шалунишка разбирает пирамидку и просит детей помочь ему собрать правильно колечки» или «Зайчик хотел собрать наши формочки, но все перепутал и теперь горько плачет, давайте ему поможем».

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки. Для этого я подбираю игры, цель которых – открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными, где дети учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и птиц. Например, игра «Что звучит?». Ставлю перед детьми ширму и звоню в колокольчик, стучю в барабан, бубен, играю на дудочке. Задача детей – отгадать, каким предметом был произведен звук. Или с помощью интерактивного плаката «У бабушки в деревне» дети определяют голоса животных.

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения на ощупь различать свойства предметов: (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, и др.) и правильно называть их. Для решения этих задач мы используем «коробочку ощущений», где лежат образцы различных материалов, играем в игру «На что похоже?», «Найди пару».

Для развития обонятельных и вкусовых ощущений мы применяем игровые упражнения «Фрукт или овощ?», «Поможем обезьянке», «Коробочки с запахами», «Угадай на вкус».

Детям интересно провести исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета домик собачки или найти где спряталась кошечка. Если ребенок ошибается, я ставлю так вопрос, чтобы он мог сам догадаться и сразу же все исправить. Такие игры всегда проходят с хорошей активностью и эмоциональным подъемом.

Привлекают детей интересные задания с геометрическими фигурами на магнитной доске, например, «выложи дорожку из квадратиков зеленого цвета. Возьми зайку, и покажи, как он пойдет по дорожке зеленого цвета. Цель этой игры – закреплять знания о цвете.

Работа с детьми по сенсорному воспитанию требует индивидуального подхода. Ребё нку предлагаю разные игровые задания с предметами: например, среди шариков 2 цветов (жёлтых и синих) прошу найти шарики жёлтого цвета, или отделить шарики от кубиков одного цвета, или достать из коробки большие шарики, где есть и маленькие.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически путем проб и ошибок. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

• Различение цвета по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая, их друг к другу. Например, предлагаю найти ребенку пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения;

• Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показываю ребенку карточку определенного цвета и предлагаю найти в комнате (или на картинке) такой же цвет. После выполнения ребенком задания называю цвет.

• Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, но, не прикладывая, предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.

Детям необходимы повторения. Однако если практикуются одни и те же бесконечные повторения, то интерес детей снижается. Стараюсь, чтобы программный материал содержал варианты заданий, близких по задачам, но предполагающих действия с разными предметами.

Знакомлю малышей с формой предметов. Сначала с простыми фигурами: кругом и квадратом. Когда дети усвоят эти формы, знакомлю их с треугольником, прямоугольником, овалом. Учу детей узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с ней.

Для ознакомления детей с величиной использую кубики, пирамидки; природный материал: (шишки, камушки, ракушки, желуди); бросовый материал: (пробки, баночки, коробки). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Усложнения по величине между предметами заключается в постепенном переходе от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание переплетается здесь с развитием мышления ребенка.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. В дальнейшем количество подробным образом изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много. Умение различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением. Знакомлю малышей с количеством различных материалов и жидкостей, которые определяются на глаз приблизительно. Например, в красном ведерке много песка, а в желтом мало, в одной банке много воды, она полная, а в другой нет воды, она пустая.

Немаловажное значение для развития сенсорных способностей ребенка оказывает пальчиковая гимнастика. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, повышает работоспособность коры головного мозга.

Знание сенсорных эталонов формирую не только в ходе специально организованных занятий, но и закрепляю в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Так, во время обеда сравниваем количество каши в кастрюле и тарелке (много и мало, количество компота в чашках. Работа по закреплению сенсорных знаний продолжается и на прогулке, как известно мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т. д. И очень важно эффективно использовать это разнообразие в целях сенсорного и интеллектуального развития детей. Мы наблюдаем за небом: много, мало или нет облаков; за листопадом: сначала на деревьях много листьев, потом становится меньше, потом ни одного. Рассматриваем с детьми опавшие листочки: окраску листьев, форму, величину. Дети отбирают из ведерка не только камешки или только шишки, но должны еще учитывать их величину. Зимой определяем свойства снега и льда, сравниваем по форме и величине комочки из снега, следы на снегу. Весной и летом определяем цвет, форму, величину растений, насекомых, одежды, сравниваем звуки. Дидактические задания выполняются в разных формах детской активности с использованием продуктивных вопросов, поисково-исследовательской деятельности. Таким образом, режимные моменты и особенно прогулки пополняют и закрепляют сенсорные знания малышей : происходит активное накопление чувственного опыта, познавательной активности: развивается наблюдательность, совершенствуются пространственные ориентировки.

И, конечно же, в настоящее время уже невозможно себе представить дошкольное образование без информационно-коммуникационных технологий. Что позволяет предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, ярко, образно в доступной форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно - образному мышлению детей дошкольного возраста, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активации умственной деятельности.

Но мы как педагоги - практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ.

Существенное значение при организации образовательного процесса имеет построение развивающей предметно - пространственной среды. Чем разнообразнее окружающее пространство и взаимодействие с ним, тем выше уровень развития познавательных (в данном случае сенсорных) способностей детей. Для гармоничного развития детей в группе организован сенсорный уголок, который постоянно пополняется и обновляется.

Взаимодействие с родителями стало частью образовательной работы по сенсорному развитию малышей. Родители узнали, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка. Проявляют интерес к дальнейшему развитию своих детей, принимают участие в изготовлении дидактических игр. Изготовлены такие дидактические игры, как «Подбери по цвету», «Найди пару», «Веселые картинки»; «На что похоже». Для закрепления цвета, формы, величины приобретены пирамидки, вкладыши разных форм.

Теперь давайте вернемся к нашему таинственному, неопознанному объекту. Чтобы узнать, что лежит в мешочке нам нужно задействовать соответствующие органы чувств.

Если не помогли нам тактильные ощущения, то давайте задействуем органы зрения.

Это фрукт яйцевидной формы, зелено - красного цвета. Плод покрыт блестящей гладкой кожурой. Сейчас я его разрежу, чтобы увидеть что внутри. Мякоть желто – оранжевого цвета. Внутри располагается большая и достаточно твердая косточка продолговато сплюснутой формы. Имеем ли мы достаточное представление об этом фрукте? Конечно, нет. Нам хочется его понюхать, попробовать на вкус, что мы сейчас и сделаем.

И даже после того как мы рассмотрели этот фрукт, почувствовали его запах, попробовали на вкус, наши представления о нем не совсем полные. Но если мы к обследованию предмета подключим еще и орган слуха, то узнаем о нем еще больше.

Манго – растение семейства Сумаховые. Родиной экзотических плодов считаются влажные тропики Мьянмы и индийского штата Ассам. Индийцы и пакистанцы называют их «азиатскими яблоками». Плоды достаточно крупные. В среднем вес фрукта достигает 400г, хотя встречаются и рекордсмены, которые достигают в весе примерно 1,5 кг. Манго - король фруктов и священный символ любви у индийцев. Жители Востока осыпают невесту и жениха листьями этого дерева, желая им счастья и плодовитого брака.

Богатый минеральный состав позволяет использовать данный фрукт для лечения множества заболеваний. Употребление манго способствует снятию нервного напряжения, депрессии, стресса. В жарких странах фрукт считается самым эффективным способом лечения сердечно - сосудистых заболеваний. Листья тоже нашли применение, из них готовят целебный отвар для нормализации уровня сахара в крови и деятельности поджелудочной железы. Травяной настой восстанавливает зрение, состояние кровеносных сосудов при варикозе и множественных кожных кровоизлияниях. Отдельно стоит отметить про пользу манго для желающих похудеть. Низкая калорийность фруктов позволила диетологам разработать метод похудения на этих фруктах и молоке. В косметологии сочная мякоть служит для изготовления домашних масок: она увлажняет, питает кожу лица, разглаживает морщины. Рассказывать о манго можно много и долго.

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное воспитание является средством умственного развития ребенка.

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство всестороннего развития ребенка» «Игра как средство всестороннего развития ребенка» Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение.

Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста 1слайд- Тема: «Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста». Во что вы любили играть.

Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей»Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование.

Умственное воспитание в системе всестороннего развития личности. Основные теории умственного воспитания Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие ребёнка с целью сообщения знаний, необходимых.

Консультация «Игрушка как средство психического развития ребенка» В 19 веке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни.

Картотека подвижных игр для дошкольников как средство всестороннего развития ребенка Подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру называют важнейшим воспитательным.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Прозрачный мольберт как средство развития ребенка Надежда Шленева Конспект совместной продуктивной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Прозрачный чудо-мольберт».

Шкала умственного развития ребенка Шкала умственного развития Бине-Симона Возраст Содержание задания 3 года 1. Показать свои глаза, нос, рот 2. Повторить предложение, включающее.

Трудовое воспитание как средство всестороннего развития дошкольника В соответствии с ФГОС трудовое воспитание- одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка
Опубликовано: 18 августа 2019 в 21:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД