Ольга Бережная
Сенсорное воспитание посредством дидактических игр с водой, песком, природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Для формирования психических процессов существуют сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития. Если ребенок недостаточно включается в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Публикация «Сенсорное воспитание посредством дидактических игр с водой, песком, природным материалом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры с водой для дошкольников
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Поделки из природного материала
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Излюбленные игры детей дошкольного возраста – это игры с таким природным материалом, как песок и вода. Для этого в своей работе я использую игровой центр «Песок - вода». Он состоит из двух изолированных отделений, в которые можно засыпать песок и налить воду. Стол закрывается крышкой и также может использоваться в закрытом варианте. В ходе игр с песком и водой ребенок расширяет свой кругозор, знакомится со свойствами этих материалов, развивает моторику. Кроме того игры с песком и водой благотворно влияют на психо-эмоциональное состояние ребенка.
Песок и вода - одно из любимых занятий детей. Именно на песке строится дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребенка, в котором он чувствует себя комфортно, и защищенно, где ему все близко, знакомо и понятно.
Практика показывает, что использование игр «песок-вода» позволяет улучшить эмоциональный фон ребенка, повысить его адаптационные возможности, уменьшить тревожность, привязанность к близким. Дети начинают быстрее и легче взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают в игре окружающий их мир.
Из песка можно делать различные фигурки, отпечатки, рисовать узоры, строить трассу для машин, мастерить песочные замки. По воде можно пускать кораблики, предварительно изготовленные из бумаги, коры деревьев, других природных материалов.
Очень нравится детям проводить различные эксперименты с природными материалами.
В ходе работы с детьми была подобрана система игровых заданий (дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов, которые не занимают у воспитателя много времени, но эффективны в индивидуальной работе с детьми. Содержание дидактических игр и упражнений направлено на:
- ознакомление с сенсорными эталонами;
- упорядочивание представлений ребенка, полученных при взаимодействии с внешним миром;
- развитие наблюдательности, воображения, внимания;
- овладение новыми способами предметно – познавательной деятельности;
- расширение словарного запаса ребенка.
Содержание игр позволяет разнообразить игровую деятельность детей, за короткий промежуток времени в развлекательной форме восполнить знания детей и сформировать практические умения в подборе ритмичных композиций, определении свойств предметов.
Упражнение «Здравствуй песочек!» позволяет снизить психофизическое напряжение, особенно оно помогает детям, тяжело проходящим адаптационный период. Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели» способствует развитию тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности. Игру «Волшебный ковер» я придумала и создала сама, она способствует развитию мелкой моторики, коммуникативных способностей, развитию воображения, закреплению знаний о мире. В процессе игры дети по заданию воспитателя или произвольно создают на войлочном коврике композиции из готовых фигур, вырезанных из фетра, плотного картона по мотивам услышанного или задуманного («Прогулка у озера», «Сказочный лес», «Волшебные птицы»)
Методическое пособие по сенсорному воспитанию представлено родителям и воспитателям МБДОУ «Детский сад № 208» на педагогическом часе, одобрено и педагогами, и родителями.