Ксения Крюкова
Сенсорные мешочки для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенно точно нет ни одной мамы, которая бы не знала что означает слово “сенсорный” и как это относится к ее малышу. И почти нет мам, которые бы не слышали про сенсорные или, как их еще иначе называют, тактильные мешочки!
“Сенсорный” означает “относящийся к чувственному восприятию, ощущениям”.
Тактильное восприятие - это распознавание характеристик формы и структуры чего-либо путем непосредственного контакта с кожей.
Сенсорные (тактильные) мешочки - это развивающие игрушки для малышей от 6 месяцев, и актуальными в качестве развивающей игрушки они остаются на протяжении всего дошкольного периода.
Публикация «Сенсорные мешочки для дошкольников» размещена в разделах
Сенсорные мешочки - это такие небольшие “мешочки” или “подушечки”, наполненные, например, макаронами, крупами и бобами - фасоль, горох, рис, греча и пр. Главное - чтобы наполнители были разными по размеру и фактуре, тогда на ощупь можно отличить один мешочек от другого. Чаще всего, в целях безопасности, такие мешочки зашиты со всех сторон, чтобы содержимое не высыпалось.
Суть игр с сенсорными мешочками, состоит в том, что на первых порах ребенок ощупывает мешочки пальчиками, перебирает содержимое, трясет, прислушиваясь к звуку наполнителя внутри, и даже бросает. Бросание - вообще отдельный вид весьма занимательных игр, которые практикуют малыши). А “содержимое” в свою очередь, стимулирует развитие мелкой моторики. Со временем игры с сенсорными мешочками становятся более разнообразными, так что эта игрушка - не на месяц, а на несколько лет!
Цель игры с сенсорными мешочками:
• побуждают к проявлению познавательного интереса
• стимулируют развитие воображения
• способствуют развитию мелкой моторики
• помогают развивать навыки связной речи
• способствуют расширению словарного запаса
Размеры. Чаще всего мешочки делают в пределах 10 см - этакие подушечки 10*10 плюс-минус сантиметр или два. Бывают наборы-пирамидки, и тогда мешочки разного размера - от 9*9 до 20*20. Если мешочки используют для того, чтобы ребенок ходил по ним босыми ножками - а это тоже отличный вариант развития через воздействие на нервные окончания, расположенные в ступнях, то такие подушечки могут быть прямоугольными, в размер стопы ребенка.
Форма. Как написано выше, как правило, это квадраты или прямоугольники. Иногда мешочки в самом деле делают мешочками - с завязочками.
Цвет. Многие мамы предпочитают мешочки однотонные, например, в цветах радуги. Отлично подходят и мешочки из ткани с рисунком. Главное, чтобы ткани были яркими, привлекающими внимание ребенка.
Фактура. Преимущественно мешочки делают из хлопчатобумажной ткани. Иногда на ткань для фактурности и дополнительного развивающего эффекта нашивают пуговицы или другие элементы. Реже покупатели просят мешочки из разных тканей - флис, искусственный мех, шелк и пр.
Наполнители. Могут быть пищевые и не пищевые. В основном используют крупы, фасоль, горох, макароны. Пищевые наполнители предварительно прокаливают в духовке, чтобы не завелись насекомые. Непищевые наполнители - бусины разных размеров и из разных материалов - пластик, дерево и т. д., это могут быть шнурочки с узелками, шуршащие кусочки полиэтилена, синтепон. Мешочки с непищевыми наполнителями подходят для деток, у которых есть склонность к аллергии. Главный момент - наполнители должны быть разные на ощупь и их можно было отличить друг от друга - гладкие и шершавые, побольше и поменьше, круглые, овальные, квадратные и т. д.
Безопасность. Так как ребенок будет активно играть с мешочками, важно, чтобы:
• они не теряли свой “товарный вид” - мешочки должны быть сделаны из прочной ткани, которую будет сложно прокусить или порвать ребенку
наполнитель не высыпался - это важно, так как это мелкие частички, которые ребенок скорее всего попытается съесть как минимум, то есть все швы должны быть прочные, между стежками не должно просыпаться содержимое мешочка, у ребенка не должно быть возможности самостоятельно добраться до содержимого
• их можно было стирать - для этого мешочек придется распороть - если наполнитель пищевой, выстирать, снова наполнить мешочек и зашить; если наполнитель не пищевой и не пострадает от воды - можно стирать не распарывая; идеальный вариант - когда мешочек вложен в специальную “наволочку” - в этом случае именно она будет принимать на себя весь “удар” от игр - ее можно быстро снять, постирать, высушить и вернуть в игру.
Количество. Тут все зависит от тех игр и занятий, в которых вы собираетесь использовать сенсорные мешочки. Конечно, чем больше мешочков и, следовательно, разнообразных наполнителей, тем больше игр можно придумать. Обычно приобретают четное количество, 8-10 штук, в случае с “радужной” расцветкой - 7, по количеству цветов радуги, если планируются игры типа “найди пару”, то от 10 до 30) мешочков.
Кроме того, что мешочки можно просто ощупывать и перегонять внутри них крупинки наполнителя, можно также играть в разные игры. Вот несколько вариантов:
«Что внутри»
В этой игре ребенок должен угадать и назвать какой именно наполнитель находится внутри мешочка. Само собой, ребенок должен быть знаком с наполнителями: он должен иметь представление о том, как выглядят горох, фасоль и другие “начинки” мешочков. Важно, чтобы ребенок описывал словами ощущения: крупинки круглые, гладкие, большие и т. д.
«Найди пару»
Для этой игры понадобятся мешочки с одинаковыми наполнителями, например: 2 мешочка с фасолью, 2 мешочка с перловкой, 2 мешочка с гречей, 2 мешочка с кофе, 2 мешочка с рисом - 5 пар, можно больше. Задача: на ощупь найти парный мешочек. Если мешочки все одинаковые - это усложнит задачу, так как рисунок особо внимательные дети могут запоминать и “угадывать” нужную пару вовсе не по содержимому.
«Найди на ощупь»
Суть игры: по заданию ведущего найти мешочек с определенным наполнителем. Обычно во время такой игры ребенка просят описывать свои ощущения: “в этом мешочке шарики”, “в этом мешочке крупинки маленькие” и т. д.
Вот казалось бы: ну мешочки, ну разноцветные, ну подумаешь! А оказывается - полезная вещь! Более того - не такая уж и простая это игрушка. И весьма популярная среди мам. Теперь вы знаете, для чего они нужны, почему важны.