Папки-передвижки

Конспект занятия «Сердце и сосуды»

Оксана Попова
Конспект занятия «Сердце и сосуды»

Сердце и сосуды.

Цель: дать детям первое представления о крови и кровеносной системе.

Задачи: - познакомить детей с понятиями кровь, сердце, сосуды, пульс;

- развивать любознательность;

- формировать способность анализировать результаты опытов.

Материал и оборудование: манекен с органами, 1,5 л бутылка воды, спринцовка, соединённая с капельницей, раствор марганцовокислого калия, спички и фонендоскопы (по количеству детей, электрические лампы, таз.

Публикация «Конспект занятия „Сердце и сосуды“» размещена в разделах

Воспитатель. Ребята, закройте глаза и представьте, что на вашу макушку сел солнечный зайчик. Он добрый и веселый погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашим щечкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта и ротик заулыбался. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Молодцы, так мы подняли друг другу настроение. Мы уже много раз говорили о том, как устроен человек, как работают его органы. Давайте с вами поиграем, я буду называть органы человека, а вы показывайте их по очереди на манекене: лёгкие, печень, желудок, кишечник, сердце (дети показывают). А ещё есть очень важном органе в нашем организме. А называется он. Я, кажется, забыла, как он называется. Вы должны мне помочь. Отгадайте загадку:

Холодное, но не космос,

Горячее, но не пламя,

Ему не хочется покоя.

Стучит оно в груди тук – тук – тук.

Аудиозапись: «биение сердца»

Дети. Сердце.

Воспитатель. – Ребята, как оно стучит.

Дети. Песенка сердца – тук–тук–тук.

Воспитатель. А если вы волнуетесь?

Дети. Часто - "тук, тук, тук, тук"

Воспитатель. Если вы испугались?

Дети. Медленно - "тук – тук – тук". Поэтому и говорят, "выскочит сердце от испуга".

Воспитатель. А теперь попробуем прохлопать биение сердца. Как вы думаете, что мы с вами сейчас показали?

Дети. Как работает сердце.

Воспитатель. Молодцы. А ещё есть у человека сосуды, вены, аорта. Ну, если вам это интересно, то я предлагаю всем надеть халаты и стать исследователями и узнать много нового о сердце и крови.

Воспитатель. В вашем организме есть кровь?

Воспитатель. Вы её видели?

Дети (ответы).

Воспитатель. Как она выглядит? Опишите её

Дети (жидкая, красная, липкая, вязкая).

Воспитатель. Если ли кровь у животных?

Дети (ответы).

Воспитатель. Кровь, которая вытекает из раны, немного другого цвета, чем та, которая находится внутри организма. Чтобы узнать её цвет, повернитесь лицом к электрической лампе, сложите ладошки вместе и прикройте ими глаза. Прикрывайте плотнее, чтобы свет не проникал сквозь пальцы. Глаза не закрывайте. Посидите спокойно, пусть глаза привыкнут к темноте. Через ладошки просвечивается кровь. Какого она цвета? Отличается она от той крови, которую вы видели?

Дети (ответы).

Воспитатель. А кто знает, для чего нужна кровь?

Дети (ответы).

Воспитатель. Наше сердце похоже на насос. Оно присматривает за реками, которые текут от него и в него впадают, (показываю на рисунке) Представьте себе пароходы, которые везут грузы. Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в "Артерии" (показываю). По ней пароходы с "кислородом" и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в путешествие по всем клеточкам нашего организма. Но самое удивительное- кровяные "пароходики", отдавая полезные вещества, забирают из организма вредные и везут их по синим венам. Эти реки – сосуды так и называются – Артерии и Вены. Так для чего нужна кровь.

Дети. Кровь переносит кислород, пищу по всему организму, а уносит ненужные вещества.

Воспитатель. Верно, молодцы. Вы хотите поиграть в игру.

Дети. Хотим.

Игра: «Кровяные пароходики»

1 команда «Артерия»

2 команда «Вена»

стоят ящики друг против друга

1 ящик с красными кубиками, 2 ящик с синими кубиками. По сигналу дети, переносят кубики, пока они поменяются местами.

Воспитатель. Вот также и кровь течет по сосудам- не переставая. Как вы сказали - кровь жидкая, и у каждого человека её достаточно много. Ребята, как вы думаете у ребёнка и у взрослого одинаковое количество крови?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети (ответы).

Воспитатель. У вас её примерно 1,5 л - вот столько (показать 1,5-литровую бутылку воды, у ваших мам примерно 3 таких бутылок, у пап – 4 бутылки. Разное количество крови у детей, женщин и мужчин можно объяснить различно массой тела, ростом, полом и возрастом.

Воспитатель. Ребята, вы некогда не задумывались, почему кровь из нас не выливается?

Дети (ответы).

Воспитатель. Кровь не просто налита в организм, как вода в бутылку, а течёт по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют разную толщину. Толстые сосуды мы легко можем увидеть, а тонкие не увидишь.

Давайте рассмотрим толстые сосуды у себя под кожей. Положите руки на стол ладошками вверх. Найдите сосуды у себя на запястье. Видите, синеватые полосочки? Это и есть сосуды.

А как же доказать, что есть и тонкие, невидимые сосуды? Положите руки на стол ладонями вниз. Посмотрите на кожу и ногти, какого они цвета?

Дети. Розового цвета.

Воспитатель. Верно. А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Уберите спичку. Снова надавите. Как меняется цвет ногтя?

Дети. Ноготь то бледнеет, то снова розовеет.

Воспитатель. Почему ноготь розовеет?

Дети. В нём есть кровь.

Воспитатель. А почему при надавливании спичкой он становится белым?

Дети. Потому что сосуды пережаты, и кровь к ногтю не поступает.

Воспитатель. Ребята, помните, когда вы ранили кожу, то текла кровь. А почему она течёт? Кто её толкает?

Дети. Кровь толкает сердце.

Воспитатель. Верно. Сердце – один из самых важных органов нашего организма. Именно оно заставляет течь кровь по сосудам. Сожмите кулак и посмотрите на него. Вот такой размер имеет ваше сердце. А у меня вот такое сердце. Вы растёте, и растёт ваше сердце.

- Знаете, где оно находится? Оно лежит немного левее центра грудины (показать на одном ребенке). Теперь покажите на себе, где лежит ваше сердце. Приложите кулак к этому месту. Сожмите кулак, потом чуть-чуть расслабьте, сожмите – расслабьте. Так работает сердце. Сердце сжимается – кровь выталкивает, ещё сжимается, снова выталкивает.

- Сердце выталкивает кровь порциями. Сейчас мы с вами проведем опыт. Спринцовка – это «сердце», в ней жидкость – «кровь», соединяем спринцовку с прозрачной трубочкой «вена». Слегка нажимаем «сердце» выталкивает «кровь» по «венам», «сосудам».

Воспитатель. Ребята, сердце очень важный сложно устроенный орган, в нём есть специальные отверстия, через которые течёт кровь. Они, то открываются, то закрываются. Закрываются они с шумом, как дверь (открыть и закрыть дверь). Ребята, а вы хотите послушать, как работает сердце.

Дети. Хотим.

Воспитатель. Дети, станьте парами, повернитесь лицом друг к другу. Те, кто находится слева, стоят прямо, а те, кто находятся справа, наклонитесь и приложите ухо к груди своего товарища – к тому месту, где находится сердце. Можете послушать удары сердца не только на груди, но спине. Молодцы! А теперь поменяйтесь ролями.

Дети (ответы).

Воспитатель. Здоровое сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Вы ещё не родились, а сердце уже работало. Оно никогда не устаёт, никогда не останавливается, а отдыхает в перерывах между ударами.

А сейчас мы узнаем, что будет с сердцем, когда мы бегаем. Для этого вспомним физкультминутку «Бег».

Начинаем бег на месте! Веселее, дружно, вместе.

2- 3- 4- 5- никому нас не догнать.

1- 2- 3- 4- бегаем по всей квартире.

1 -2- 3- 4- 5-6 – надо всем на место сесть.

Послушайте сердце ухом друг у друга. Как же оно стучит?

Дети (ответы).

Воспитатель. Если человек занимается спортом или физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится сильнее. Покажите с помощью кулака, как работает сердце после физкультуры (дети быстрее и чаще сжимают кулак).

Ребята, у врачей есть специальный прибор, чтобы слушать сердце, через него удары лучше слышны. Я вам принесла такие приборы, а называются они фонендоскопы. Их концы надо вставить в уши, а круглую часть приложить к груди. Кладите её на разные места и определите, где сердце слышно лучше всего. Но только прибор нельзя передвигать по коже. Надо его аккуратно ставить и аккуратно снимать.

Дети (ответы).

Воспитатель. Толчки крови можно почувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Давайте повторим это слово вместе

Дети. «пульс»

Воспитатель. Сначала найдем пульс на шее. Приложите к ней кончики пальцев вот здесь (пульс прослушивается кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти) сильно не сдавливайте сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь поищите пульс на висках (пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины).

Вот мы и познакомились с сосудами и сердцем.

Давайте закрепим материал в игре «Вопрос-ответ».

-какого размера сердце?

-Что делает сердце?

-Как услышать песенку сердца?

-Как сохранить свое сердце

-Куда поступает кровь с кислородом?

Сердце надо беречь, оно должно служить вам всю вашу длинную жизнь. Сердце надо укреплять физкультурой. Надо заботиться о своём здоровье.

Литература: 1. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» творческий центр «сфера Москва 2004г».

2. «Я познаю себя» валеологические сценарии для детей дошкольного возраста. Опыт работы Центра развития №44 г. Шахты. В. В. Герасимова, Г. Н. Калайтанова, А. К. Сундукова. Ростов-на-Дону 2000г. 3. Полная энциклопедия «Человек».

3. Полная энциклопедия «Человек» Юлия Школьник 2007г.

Публикации по теме:

«Чтобы сердце было здоровым». Конспект физкультурного занятия в старшей группе Ход занятия Дети заходят в зал,шагают под марш по кругу и строятся в полукруг. Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Подойдите, поздоровайтесь.

Конспект интегрированного занятия «Доброе сердце» Конспект интегрированного занятия на тему «Доброе сердце» Задачи: Образовательные: • способствовать воспитанию вежливого отношения друг.

Конспект динамического часа «Доброе сердце» для детей младшего дошкольного возраста Конспект динамического часа «Доброе сердце» для детей младшего дошкольного возраста Воспитатель Сапрыкина Е. А. ЗАДАЧИ: 1. Упражнять детей.

Конспект досугового занятия детей в библиотеке «Что такое сердце?», посвященного Всемирному Дню сердцаКонспект досугового занятия детей в библиотеке «Что такое сердце?», посвященного Всемирному Дню сердца Цель: Познакомить детей с праздником, научить соблюдать пропорции в рисунке. Задачи: Образовательные: - проверить знания в составлении.

Конспект НОД по этике «Заколдованное сердце» в средней группе Седова Ольга Геннадьевна Цели: 1. Упрочить умение детей выражать похвалу в разных формах ее проявления. 2. Продолжать активировать словарь.

Конспект совместной деятельности детей в подготовительной к школе группе «Добро в твоём сердце» Фамилия, имя, отчество авторов: Долгова Светлана Геннадьевна, Прокопьева Наталия Геннадьевна Занимаемая должность: педагог-психолог. Наименование.

Конспект занятия «Почему нужно беречь мамино сердце?» для детей 6–7 лет Конспект занятия «Почему нужно беречь мамино сердце?» по ненецкой сказке «Кукушка» Частное дошкольное образовательное учреждение детский.

Конспект занятия «Здоровое сердце каждому человеку», посвященного Всемирному Дню сердцаКонспект занятия «Здоровое сердце каждому человеку», посвященного Всемирному Дню сердца «Здоровое сердце каждому человеку». (29 сентября) Цель: познакомить детей с работой сердца и органов кровообращения, добиваться общего понимания.

Поделка «Сердце» к Дню материПоделка «Сердце» к Дню матери Предлагаю вам посмотреть, какая поделка у меня получилась к игре назови ласково: "Моя мама самая. " Эту игру можно взять на любой праздник.

Стихотворение «Сердце матери» Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек. На всех языках мира оно звучит одинаково нежно. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сердце и сосуды»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 11:08
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД