Ольга Чулкова
Сфера взаимодействия семьи и группы детского сада «Колокольчик»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человек станет сегодняшний малыш»
/В. А. Сухомлинский/
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творчество и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители- первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Публикация «Сфера взаимодействия семьи и группы детского сада „Колокольчик“» размещена в разделах
ФГОС дошкольного образования предполагает, что «для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого-педагогические условия. И одно из них- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательный процесс».
Семья и детский сад составляют для ребенка в дошкольный период основную воспитательно-образовательную микросферу-образовательное пространство.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться, как личности.
В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка резутьтатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
К сожалению, не всем родителям известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребенка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношение к людям, к природе.
Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категории родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное занятие- просмотр мультфильмов и прогулка.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Всегда помним о том, что ребёнок- уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.
Конечно не сразу складывались доверительные отношения с родителями. У некоторых родителей отсутствовала мотивация для общения, не было желание выносить семейные проблемы на обсуждение. Вот например: я не могла наладить контакт с одной родительницей, мне казалось, что она как-то негативно настроена, все время чем то недовольна. И ребенок по утрам капризничал. Выждав момент,я просто с ней поговорила по «душам». И оказалось, что ей просто нужно было поговорить о семейных проблемах.
Я стремилась избегать критики, строила и строю общение на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно родители стали понимать, что наше отношение искреннее и мы заинтересованы в решение их проблем, и поверив в это, стали внимательно прислушиваться к советам, более критично относится к себе и своему ребенку.
Обязательным условием свой работы считаю ежедневное живое общение, выходить к родителям и утром, и вечером в хорошем настроение, учтиво поздоровавшись.
Беседа воспитателя с родителями- наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с членами семьи. Беседы с родителями-получение от них какой-либо информации об особенностях поведения и развития воспитанников вне стен дошкольного учреждения, и достижение единой точки зрения по тем вопросам, по которым был обмен мнениями, оказание родителям своевременной помощи. Я стараюсь начать разговор о ребенке всегда с хорошего, выслушиваю мнение родителей и уже потом могу высказать о том, что смущает сегодня в его характере и поведении в корректной и спокойной форме, а иногда рассказав забавную историю про ребенка.
Содержание работы с родителями реализую через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Главное – донести до родителей знания. Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности детей, познакомились родители с новым режимом и программой развития.
Одной из форм взаимодействия с родителями является организация конкурсов : «Осень -чудная пора» которая была организованна внутри группы. Благодаря этому конкурсу у многих родителей открылся талант к творчеству. И когда был проведен конкурс «Зимушка-зима» наши родители получили первые места. Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе Так постепенно мы приучаем наших родителей к совместному творчеству с детьми. А это значит, что во время таких конкурсов семья сплачивается и проводит время с пользой и общением.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к организации праздников и развлечений: «Новый год», «Осень». Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке.
Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание «Копилки добрых дел родителей»- это и участие родителей в акциях «Чистый участок», «Наша горка», «Сделаем группу теплее», «Подари книгу», а также помощь родителей в пополнение развивающей среды группы и т. д.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей.
Через «родительские уголки» ведется пропаганда педагогических знаний, где помещается интересная и полезная информация, дающая возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду. В этом году я попробывала заинтересовать родителей внегласными соревнованиями между собой. Я вывесила в «родительский уголок» таблицу с фамилиями родителей и с месяцами. И отмечала красным прямоугольником, у кого сколько в каждом месяце, а у кого ни одного. И вы знаете подействовало!
Так же хочется сказать, что не менее важна такая форма работы с родителями-консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой- побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.