Лучший педагог года

Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников

Ирина Рогожкина
Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Дошкольное детство – первый период развития ребенка так как в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие, «интеллект», «интеллектуальное развитии». Существует огромное количество подходов к определению этого понятия. В психологическом словаре интеллект трактуется как (от лат. Intellectus – понимание, постижение) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер.

Публикация «Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах

В условиях современной жизни родители стремятся дать ребенку как можно больше качественных знаний и умений, развить его всесторонне. Программа «Юный шахматист», реализуемая в детском саду, направлена на создание условий для интеллектуального развития ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия.

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Игра учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Учат детей быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.

Включение компьютерных программ в процесс обучения дошкольников игре в шахматы позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерные программы для детей - это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков, а также активные формы работы самого ребенка, так как в этом возрасте игровая форма деятельности является ведущей и имеет для детей огромное значение. Обучение по программе «Динозавры учат шахматы» проводится с учётом индивидуальных способностей дошкольников, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворить свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий. Игра в шахматы с ПК, а также многочисленные упражнения в решении шахматных задач развивают логическое мышление обучающихся. Умение ставить цель, решать поставленную задачу, вычленяя главное и абстрагируясь от второстепенного, принимать решения, как на основе точного расчета, так и на основе интуитивных эвристических решений – качества, которые наиболее успешно развиваются благодаря серьезным занятиям шахматами. Интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые рассказываются ему на ночь, с доверительных отношений между малышом и взрослым. Все это накладывает отпечаток на его дальнейшее всестороннее развитие, образ мышления. Большое внимание в работе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Во время занятия необходимо следить за осанкой детей по предупреждению искривления позвоночника, при переутомлении для снятия напряжения организуются физкультминутки в кабинете и в спортзале, а также зрительная и пальчиковая гимнастика.

Шахматы – это проверенная временем и разными нациями технология развития интеллектуального потенциала детей.

Публикации по теме:

Игра как приоритетное средство развития дошкольников Протокол № 1 заседания педагогического Совета МДОУ «Детский сад №88» от 27.10.2016г. Присутствовало: 24 человека Отсутствовало: нет Тема:.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития» Образовательный стандарт.

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников В.  а.  сухомлигский:«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Доклад «Сказка как средство развития дошкольников» «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных.

Консультация «Исторический аспект проблемы развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития» Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Статья «Презентация как средство развития дошкольников» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость. Современное образование тоже нельзя представить.

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 21:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД