Любовь Серикова
Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В. а. сухомлигский: |
«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» |
Публикация «Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие, о своей малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках и т. д.
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Правила в игре указывают путь достижения цели и помогают развить у детей способности торможения, умение сдерживаться, управлять своим поведением.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
с игрушками и предметами;
настольно – печатные;
словесные.
При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:
- дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
- позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.
Проведение дидактических игр включает:
- определение количества играющих,
- ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,
- игровыми действиями, дидактическим материалом;
- развитие у детей игрового настроения, желания играть;
- показ игровых действий;
- руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
- подведение итогов игры.
Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
В работе нашего дошкольного учреждения в каждой возрастной группе используются разнообразные дидактические игры для интеллектуального развития детей. Игры с игрушками и предметами используются в основном в младших группах. Они развивают способность подражать взрослому, умение спокойно заниматься в течение некоторого времени. Затем педагоги постепенно включают в игры задачи сенсорного развития: учить детей различать форму, величину и цвет.
Игра «Радуга»
Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга – дуга, покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги.
Игра «Весёлые медвежата»
Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.
Игра «Отгадай цифру» (букву)
Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и др.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить, какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы карандашом на бумаге.
Также проводятся игры на развитие внимания и наблюдательности.
Игра «Снеговики», «Матрёшки»
Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики или матрёшки друг от друга. Выигрывает тот, кто больше укажет различий.
С большим интересом проходят игры – беседы. Дети являются отличными собеседниками в данных играх. Часто ребята сами подсказывают тему для беседы: «Почему солнце горячее?», «Почему нет сейчас динозавров?», «Почему болит зуб?».
Игровая деятельность не ограничивается только пространством групповой комнаты. Большое значение в детском саду уделяется формированию нравственно – патриотических качеств дошкольников, в связи с этим проводятся экскурсии в мини – музей «Светлица» в детском саду, в процессе которых организуются дидактические игры – беседы: «Что такое изба? Что такое рубель? Зачем нужны чугунки?».
Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что – то узнать. Ценность таких игр заключается в активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства, слова, действия, мысли и воображения.
Игры – предположения «Что было бы, если бы пошёл конфетный дождь?», «Что было бы, если бы не было электричества?», Что бы я сделал, если вдруг потерялась маленькая девочка?» пробудили в детях воображение. Ребята рассказывали о предполагаемых действиях, которые они бы могли совершить. Такие игры учат детей возможности думать, рассуждать, высказывать своё мнение, исходя из своего опыта.
Систематическое проведение словесных дидактических игр «Кому что нужно для работы?», «Приготовь соки», «Как правильно сказать?», «Загадываем и отгадываем загадки», «Узнаём предметы по описанию», «Кто как кричит?», «Назови одним словом» и др. позволяют нам формировать у детей слуховое внимание, упражнять их в правильном произношении звуков и слов, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
Словесная игра «Не ошибись»
Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растёт на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребёнок ответил неправильно – фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребёнку и говорит, например, «поле», а пойманный мяч называет пшеницу, овёс и другие культуры, растущие в поле.
Игра «Что сначала, что потом?»
Ребятам предлагается серия сюжетных картинок (по 3-4 картинки в каждой серии, объединённых общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.
Огромную роль в интеллектуальном развитии играет математика, в работе с дошкольниками мы используем следующие дидактические игры по формированию математических представлений:
- игры с числами и цифрами,
- игры – путешествия во времени,
- игры на ориентировку в пространстве,
- игры с геометрическими фигурами,
- игры на логическое мышление
Игра «Составь картинку»
Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре составить картинку по расчленённому, контурному образцу, без образца, по замыслу.
Игра «Гномы с мешочками»
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением гномов и мешочки. Сообщает детям, что гномы несут свои мешочки в домик, но мешочки разной тяжести: тяжёлый, полегче, совсем лёгкий. Гномы всё время меняются мешочками, узнать, какой мешочек у какого гнома можно по полоскам. Самая длинная полоска обозначает самый тяжёлый мешочек, средняя полоска – средний по тяжести, короткая – самый лёгкий мешочек.
Детям предлагают поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребятам, кто из них несёт какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед каждым гномом, а кто-нибудь из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки. Остальные ребята следят за его действиями, при необходимости исправляют ошибки. Если ребёнок правильно выполнил задание, то он получает фишку. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребёнка разложить мешочки в соответствии с новым расположением полосок.
Данные игры способствуют развитию у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия, умение различать геометрические фигуры, составлять из них изображение. Учат детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.
Таким образом, дидактическая игра является ценным средством развития интеллектуальных способностей детей. В ней дети охотно преодолевают трудности, развивают способности и умения. Она помогает делать материал увлекательным, вызывает у детей радостное настроение, глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.