Екатерина Кучина
Дидактическая игра как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития речи детей
Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны будут усвоены детьми на каждом возрастном этапе.
Реализация программы по разделу «развитие речи» невозможна без создания определенных условий:
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
•интерес воспитателя к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним;
•внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка;
•сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка;
•организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни;
•наличие дидактического материала;
•общение детей в семье
Развитие речи этих детей имеет некоторые особенности:
•Нарушения звукопроизношения
•Нарушения слоговой структуры слова
•Несформированность лексико-грамматических категорий
•Низкий уровень развития связной речи
•Пассивный словарный запас
•Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Исходя из особенностей развития речи детей групп компенсирующего вида, я ставлю перед собой следующие задачи:
•Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
•Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат
•закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков
•Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах
•Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий
•Формирование диалогической и монологической форм связной речи
•Закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза
•Подготовка детей к письму, формирование графических навыков
•Развитие памяти, внимания, мышления
Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игровая деятельность:
•побуждает детей к общению друг с другом;
•способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
•способствует совершенствованию разговорной речи;
•способствует обогащению словаря;
•оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Я считаю, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
•Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
•Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
•Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
•Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
•Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Я считаю, самое главное в дидактической игре то, что дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:
•обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
•развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.