Получи документы

Изучение социально-психологической адаптации детей к школе

ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе

Схема 1 изучения социально-психологической адаптации детей к школе (предназначена для учителей)

Схема включает в себя 4 критерия и 7 характеристик (шкал) для их оценки. Определение социально-психологической адаптации производится на основе наблюдения за поведенческими особенностями детей.

В качестве критериев выступают следующие параметры:

1. Эффективность учебной деятельности.

2. Усвоение школьных норм поведения.

Публикация «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе» размещена в разделах

3. Успешность социальных контактов.

4. Эмоциональное благополучие

I критерий - Эффективность учебной деятельности

Шкала 1. Учебная активность

0. учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);

1. пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;

2. учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;

3. редко поднимает руку, но отвечает правильно;

4. на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;

5. активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.

Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)

0. очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые

ошибки и большое их количество в ответах;

1. частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,

зачеркиваний;

2. плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;

3. редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной

деятельности;

4. небольшие помарки, единичные ошибки;

5. правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

II критерий -Усвоение школьных норм поведения

Шкала 3. Поведение на уроке.

0. не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы);

1. выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,

вертится или постоянно разговаривает;

2. часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;

3. изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;

4. выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;

5. сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

Шкала 4. Поведение на перемене

0. часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);

1. пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;

2. не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;

3. активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);

4. активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;

5. высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

Ill критерий - Успешность социальных контактов

Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками

0. проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);

1. замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);

2. предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;

3. сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;

4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;

5. общительный, легко контактирует с детьми.

Шкала 6. Отношение к учителю

0. общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;

1. избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;

2. выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;

3. старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;

4. дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;

5. проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

IV критерий - Эмоциональное благополучие

Шкала 7. Эмоции

0. преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);

1. отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;

2. отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

3. эпизодически проявление сниженного настроения;

4. спокойное эмоциональное состояние;

5. хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм

поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:

22 - 35 баллов — зона адаптации

15 - 21 балл — зона неполной адаптации

0-14 баллов — зона дезадаптации

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Изучение формы» Конспект занятия с детьми раннего возраста. «Кукла Оля» Цель: формировать восприятие формы. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе
Опубликовано: 19 мая 2022 в 19:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД