Дарья Новикова
Шизофрения. Признаки
▼ Скачать + Заказать документы
Признаки шизофрении
Продуктивные (позитивные) симптомы: бред, галлюцинации, формальное нарушение мышления, вычурное и дезорганизованное поведение.
Дефицитарные (негативные) симптомы: уплощение и ригидность аффекта, обеднение мышления, обрывы мыслей, признаки когнитивного дефицита, апато-абулия, снижение побуждений, аутизация, десоциализация.
Негативные признаки шизофрении как симптомы расщепления
Публикация «Шизофрения, Признаки» размещена в разделах
1. Структурные нарушения мышления: разорванность, соскальзывание, неологизмы и псевдопонятия, паралогичность, символизм, вычурная абстрактность умозаключений, резонерство, аутистическое мышление с его дезавтоматизацией, остановками, наплывами, открытостью.
2. Эмоциональные уплощения, тупость, несоответствие эмоциональных реакций реальности или другим переживаниям (галлюцинаторным, бредовым).
3. Деперсонализация (раздвоение, замещение, отчуждение самоощущения психического и соматического «Я»).
• Дереализация (измененность и чуждость окружающего).
• Аутизм (потеря контакта с действительностью, погружение в мир нереальных, фантастических переживаний).
4. Снижение и извращение влечений, функций волевой сферы с активным и пассивным негативизмом, амбивалентностью и амбитенденциозностью (противоречивостью и извращением чувств и влечений).
Типы шизофрении
Параноидный: 1) доминирование галлюцинаций или бреда (преследования, отношения, происхождения, передачи мыслей, угрожающие голоса, обонятельные и вкусовые обманы, сенестезии ; 2) кататонические симптомы, неадекватный аффект.
Гебефренный: 1) уплощение или неадекватность аффекта; 2) несобранность поведения, нарушения мышления и речи, галлюцинаторно-бредовые эпизоды.
Кататонический: 1) ступор и/или мутизм; 2) возбуждение со стереотипиями и вычурными позами ; 3) негативизм ; 4) восковая гибкость ; 5) автоматоподобность.
Недифференцированный – полиморфность симптомов соответствует критериям более чем одного типа.
Общие признаки злокачественной шизофрении
1. Раннее начало болезни (подростковый и юношеский возраст).
2. Начало болезни с негативных симптомов, предшествующих появлению продуктивной симптоматики.
3. Быстрота наступления психоза с момента манифестации психоза.
4. Полиморфизм продуктивной симптоматики без синдромальной завершенности.
5. Значительная резистентность к терапии.
6. Тяжесть конечных состояний.
Динамика злокачественной шизофрении
Инициальная триада
1. Падение психической продуктивности («энергетического потенциала»).
2. Нарастающие эмоциональные изменения.
3. Явления искаженного пубертатного криза («псевдопубертатный синдром»).
Период манифестации
1. Развертывание «большого психоза» с полиморфной, но синдромально незавершенной картиной.
2. Одновременно нарастание негативных симптомов; развертывается общий стереотип психопатологических нарушений (от аффективных к бредовым и далее – к кататоническим).
Злокачественная шизофрения по возрасту манифестации
1. Ранняя детская шизофрения (3 – 4 года).
2. Юношеская злокачественная («ядерная») шизофрения (1 3 – 1 8 лет).
Простая форма шизофрении
Диагноз ставится при нарастании признаков на протяжении не менее года:
1. Стойкие изменения личностных особенностей (снижение побуждений и ин-
тересов, целенаправленности и продуктивности поведения, уход в себя и социальная изоляция).
2. Негативные симптомы (апатия, обеднение речи, снижение активности, уплощение аффекта, пассивность, снижение невербальной коммуникации, недостаток инициативы).
3. Снижение продуктивности в работе, учёбе.
Состояние не соответствует для параноидной, гебефренной, кататоническойшизофрении или органического поражения мозга.
Клинические особенности в детском возрасте
Дошкольный возраст Младший школьный возраст
БРЕДОВЫЙ ВАРИАНТ
(особенности паранойяльных дебютов)
Особые пытливые, философские, абстрактно-познавательные вопросы.
Патология игровой деятельности с односторонней направленностью, стереотипия, неигровые предметы Элементы бредоподобной деперсонализации. Перевоплощение в образы своих увлечений. Необычное коллекционирование, схематизация предметов игры, разработка изолированной идеи
ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-БРЕДОВЫЙ ВАРИАНТ
Вначале образное патологическое фантазирование с визуализацией представлений.
Позже – сновидные переживания, зрительные псевдогаллюцинации, отрывочные идеи воздействия Обострение во втором возрастном кризе:
возникают бредовые идеи отношения, преследования, бредовая деперсонализация, формируется синдром Кандинского, могут быть рудиментарные парафренные идеи
Малопрогредиентная (вялотекущая) шизофрения у детей
С непрерывно-вялым течением
1. Начальные проявления связаны с преморбидом.
2. Характерны негативные симптомы с нарастающим изменением личности.
3. Негативные симптомы:
аутизм,
снижение психической активности,
расстройства мышления.
4. Позитивные симптомы:
заумные вопросы,
необычные игры,
патологическое фантазирование,
страхи,
навязчивости,
двигательные расстройства.
5. Форма не определяется.
С малопрогредиентным, шубообразным течением
1. Течение с неочерченными приступами и сдвигами.
2. Более отчетливая и продуктивная симптоматика :
аффективные расстройства,
сенесто - ипохондрические расстройства,
галлюцинаторно-бредовые расстройства,
кататонические расстройства.
3. Продуктивная симптоматика рудиментарна, не развернута, чередование затяжных неотчетливых приступов с неотчетливыми ремиссиями
Бредовый вариант прогредиентной детской шизофрении
Бредовые фантазии паранойяльного характера:
1. Односторонние сверхценные интересы (пытливые, философские вопросы с чрезмерным интересом к абстрактному, стремление логически разрабатывать изолированную идею, перевоплощение в образы своих увлечений).
2. Патология игровой деятельности (стереотипия в играх, игра с неигровыми предметами, схематизация предметов игры, склонность к необычному коллекционированию).
Особенности параноидных дебютов у подростков
1. Детективный бред.
2. Научно-фантастический бред.
3. Бред изобретательства.
4. Бред реформаторства.
5. Дисморфофобический бред.
Через 3 – 4 года трансформируется в параноидную форму.
Прогредиентная шизофрения у подростков с
постепенным началом
Простая форма
1. Постепенное нарастание эмоционального оскудения.
2. Охлаждение к близким.
3. Угасание интересов.
4. Отказ от учебы.
5. Небрежность и неряшливость.
6. Маскообразность и монотонность.
7. Поступательно-прогредиентное течение, ведущее к инвалидизации.
Прогредиентная шизофрения у подростков с острым и подострым началом
1. Острый полиморфный синдром:
а) начало с бредовой настроенности и бредового восприятия (идеи преследования, отношения, воздействия, склонность к символическому толкованию);
б) галлюцинации, оклики (императивные, комментирующие, обонятельные,вкусовые);
в) отдельные кататонические и гебефренные симптомы;
г) может быть бред инсценировки, переходящей в онейроидный эпизод;
д) высказывания с резонерством, «ответами мимо»;
е) завершается сменой параноидным, апато-абулическим, кататоно-гебефренным синдромом.
2. Параноидный синдром:
а) приближается к клинике взрослых;
б) бред отношения связан с дисморфофобией;
в) бред преследования ;
г) бред воздействия ;
д) бред чужих родителей.
3. Кататоногебефренный синдром:
а) гебефренные симптомы преобладают;
б) стоикие элементы кататонического возбуждения.
Шизофреническая деменция
1. Разорванность мышления.
2. Сохранность элементарной ориентировки.
3. Нет грубых нарушений памяти.
4. Обедненные эмоции (апатия).
5. Снижение воли (абулия).
Ранняя детская шизофрения
Инициальный период от 1 до 1 ,5 лет.
Быстрое угасание психической активности.
Приостановка психического развития.
Манифестация в возрасте 2 – 3 лет.
Негативные синдромы:
аутизм,
снижение активности,
эмоциональное оскудение.
Продуктивные синдромы:
1. Кататонические проявления :
а) двигательные, речевые, рудименты кататонических расстройств взрослых
(импульсивность, вычурность, стереотипии, выкрики, мутизм, вербиге -
рации, эхолалии, манежный бег, застывания);
б) двигательное возбуждение преобладает.
2. Гебефренные проявления:
а) двигательное беспокойство с эйфорией, дурашливостью, необычными позами, манерностью (клоунада).
Течения с обострениями.
Стабилизация процесса с олигофреноподобным дефектом («конечное состояние»).