Получи документы

Школьная готовность

Галина Ильинична Скачкова
Школьная готовность
▼ Скачать + Заказать документы

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. … Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересов, радостью, старанием. Но всё ли мы сделаем для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успех в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Публикация «Школьная готовность» размещена в разделах

К 5 годам речь ребё нка должна быть в основном сформирована : он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат,это интеллектуальная сторона. Но я хочу поговорить о душевной, психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития следующих содержаний: мотивационной, произвольной, интеллектуальной, речевой.

Мотивационная готовность означает, что у ребёнка во-первых, есть познавательный интерес, он хочет познавать нечто новое,а во-вторых, он готов к роли ученика. То есть,находясь в классе,он понимает, что должен играть по определё нным правилам :он не может говорить,кода захочет,он должен поднять руку, чтобы задать вопрос,выслушать другого учителя,товарища; он должен выучить урок, который ему задан. Это уже совсем другой стиль общения, далёкий от непосредственного, дошкольного. Ребё нок стремится общаться с взрослыми на новом уровне: ему важно, как его оценит учитель, ему это небезразлично.

Развитие произвольной сферы характеризуется следующими моментами. Ребёнок умеет работать по образцу, по правилу, вводимому учителем. Но ребёнок должен уметь слушать взрослого и принять поставленную учителем задачу, должен уметь продолжить и завершить начатое дело. Если ребёнок не владеет этим, ему будет трудно успешно учиться, даже если он умеет читать и считать.

В интеллектуальной сферы основным критерием соответствия дошкольника, требованием готовности к школе является обучаемость: насколько быстро ребёнок схватывает новое правило, способен ли он перенести это правило на аналогичную задачу. Обучаемость напрямую зависит от того, умеет ли ребёнок делать обобщения. Этому он учится осуждать прочитанные книги,в общении со взрослыми и сверстниками.

И, наконец, речь. Сегодняшняя методика обучения чтению построена на звуковом анализе слов. Если ребёнок не слышит звуки, у него не развит фонематический слух - начинаются проблемы в обучении чтению и, соответственно письму.

Таковы слагаемые готовности к школе. Если у ребёнка по этим позициям всё благополучно, то он приходит в школу и начинает хорошо учиться.

Определить, готовность ребёнка к школе, родители могут чисто житейским путём. Всем ребёнок умеет играть в игры по правилам – он умеет, и работать по правилам. Если ребёнок может сложить мозаику или нарисовать картинку по образцу, значит он умеет работать по образцу. Если поставленную родителями задачу ребёнок услышит, поймёт и выполнит – значит, он умеет слушать взрослого и выполнять задачу. Если ребёнок по картинкам может составить связный, логичный рассказ - значит, ему под силу обобщение. Можно поиграть с ребёнком в звуки и понять слышит он их или нет. Всё это вполне под силу родителям.

Многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые - и очень хорошо, если бы… хотели. Взрослые усиливают воспитательное давление, и начинать упорную борьбу с “причудами”, ”ленью” или “плохим характером ребёнка”. “Мало ли чего, ты хочешь или не хочешь? Надо!” – говорим им. Чувство долго ребёнку невозможно привить извне, ”вложить” в них сразу в готовом виде - оно постепенно прорастает и крепче лишь на благоприятной почве желания и радости. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь хотеть учится - вот наиболее эффективный путь хотя и требующий от взрослых немного душевного участия и труда.

Иногда источником отрицательных эмоций становятся старший брат или сестра, испытывающие трудности в учении или отношении с однокашниками. Делясь с младшими своими переживаниями, они поневоле запугивают их школой. Иногда, это делаем мы, взрослые. 6-летний ребё нок говорит: “Скоро я пойду в школу (тяжелый вздох, и меня будут всё время ругать, как Вовку ”. От этих слов до прямого не желания учиться – ровно один шаг.

“Ну что ты вертишься? Вот подожди, пойдёшь в школу – там тебя научат сидеть смирно!”

“Ну, просто змея!” (об учительнице).

Всё это создаёт основу для будущих негативных реакций у ребёнка. И всё это часто не по злому умыслу, а от непонимания того как в воспитании ребёнка преломляются и порой глубоко запечатлеются наши слова.

Итак, первое и основное: не исказить веру ребёнка в себе как в будущего школьника ни страхом, ни “ розовой водичкой ” облегченных ожиданий. Пусть он войдёт в школу как в новое и интересное дело - с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность мы должны хорошо знать ребёнка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей; всё то, чем он одарён, что умеет и к чему склонен. Иными словами относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим не по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь всё невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность большей, чем раньше самостоятельности ребёнка, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Что чаще всего мешает сегодняшнему школьнику отсутствие усидчивости, неустойчивое влечение и повышенной отвлекаемость, быстрая истощаемость нервной системы. Ребёнок просто не привык к длительным занятиям он часами может заниматься любимым делом, не обнаруживая усталости, на уроке не выдерживает 20 минут.

Выработка усидчивости не терпит спешки и торопливости, она не должна сопровождаться атакой на ребёнка. Просто принуждение,если оно и удастся,принесёт мало пользы,более того у ребёнка может возникнуть протест против занятий вообще. Но если вы попытаетесь заинтересовать ребёнка минут 5-10. Уже неплохо!

Так постепенно, день за днём вы сможете увеличивать длительность занятия, не утомляющих ребёнка не приводящих к конфликту, до желаемых пределов.

Главное здесь помнить, что ребёнок устает ни сколько от того, что делает, сколько от того, как делает. Утомляют неинтересные занятия, скука, монотонность и невозможность найти в них радость, удовольствия. Взрослый всегда должен помнить: усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме, а живой эмоциональной заинтересованностью.

Часто взрослые действуют топорно: “Ну что же ты? А ещё мальчик!”. И удивляются, увидев у него на глазах слёзы. Таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде “Давай-ка сделаем это ещё лучше, ты ведь умеешь”.

Школьная готовность – это готовность, способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству.

Творческое начало, которыми одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослого, и поэтому нередко – порой даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учёбой – не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Особые опасения за “свёртывания” творческого начала вызывает, на мой взгляд, чрезмерное общение детей с телеэкраном, компьютерной техникой и телефонами, которые с обманчивой лёгкостью предоставляют все уже в готовом виде - ярком и привлекательном, стимулируя в лучшем случае сопереживание, но не меру воображения.

Я не о том, что нужно немедленно отнести телевизор и компьютер на свалку или подарить врагу. Телевизор, компьютер – и отдых, и познание, но для человека зрелого, уже обладающего способностью к сотворчеству, соучастию. Передозировка же экранного времени оглупляет ребёнка в том смысле, что приучает к облегченному восприятию готового, по сравнению с которым труд, творчество начинает казаться тяжелым, а его результаты, меркнут перед яркостью телепрограмм. Эта передозировка тем опаснее, чем младше ребёнок. Телеэкран, конечно, источник информации. Но от потока информации до знаний, а от знаний до умения активно и творчески их принимать – расстояние немалое. Ребёнок же должен прийти в школу не пассивным, потребителем, а именно творцом своих знаний.

Публикации по теме:

«Где ты, Школьная страна? Отыскать хотим тебя!» Сценарий выпускного бала Звучат фанфары. В зал выходит ведущий праздника Ведущий: Есть одна страна на свете Не найти другой такой, Не отмечена на карте, И размер-то.

Готовность к школе Готовность к школе Уже совсем скоро наступит первый для Вашего ребенка учебный год. Готовы ли Вы и Ваши дети к этому шагу, давай разберемся.

Готовность к школьному обучению К 6-7 годам поведение ребёнка обычно выравнивается, он становится более критичным к своим поступкам, начинает соразмерять свои желания с.

Готовность ребенка к школе консультация для родителей " Готовимся к школе: готовим ребенка, готовимся сами" Наши дети уже повзрослели, и через год они перейдут очередной.

Круглый стол «Готовность к школе»Круглый стол «Готовность к школе» Старший воспитатель Школа и детский сад – два важных звена в системе образования. И успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня.

Психологическая готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям.

Психологическая готовность к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению это достижение ребенком определенного уровня развития познавательных процессов, сформированность.

Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе 1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы,.

Школьная конференция «Свободное время школьников-приоритет семьи или школы» Школьная конференция «Свободное время школьников приоритет семьи или школы» Консультация для родителей: «Свободное время ребенка в семье».

Тест «Готовность к школе» Тест «готовность к школе» Скоро в школу! Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение в мир знаний. Можно понять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школьная готовность
Опубликовано: 29 июня 2016 в 13:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Школьная готовность» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ильинична Скачкова (УИ 298828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД