Упражнения на развитие слухоречевой памяти «Цепочка звуков»

Ольга Булатова
Упражнения на развитие слухоречевой памяти «Цепочка звуков»

Упражнения на развитие слухоречевой памяти

Упражнение «Цепочка звуков».

В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.

Ведущий: «Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите».

Первая цепочка: «А-О-У-Э». Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены, верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: «Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз».

Вторая цепочка может выглядеть так: «У-А-Ы-И-Э-О». Работа с ней идет по тому же алгоритму.

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

Упражнение «Говорим и пишем».

Ведущий: «Ребята, вы уже знаете, все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги».

Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе «рисования» вы можете отследить, не «зеркалит» ли ребенок при написании какой-либо буквы, особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения.

Упражнение «Цепочка слогов».

Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны: фантазия и чувство юмора взрослого. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение «Галактическое собрание».

Далее, в работу можно ввести тему «Наша интонация».

В игровой форме взрослый просит детей произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т. д.

Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.

Ведущий: «Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом.» и т. д.

Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с педагогом-психологом с целью оказания поддержки ребенку.

Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот".

Ведущий: «Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или «задом наперед».

Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА. "

Упражнение «Цепочка слов».

3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

Первый вариант работы. Взрослый дает два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.

Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической хорошо развивает и логическую память ребенка.

Второй вариант.

Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб.

Ведущий: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори».

В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение «Повтори наоборот».

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут «взять» цепочку из 6–7 слов.

Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.

Для того чтобы материал лучше «записывался» в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.

Ведущий: «Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста, а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку».

Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа.

Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море.

Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.

Строим цепочку цифрового ряда.

Здесь так же может быть несколько этапов работы:

1. последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на 2 и т. д. ;

2. числа идут в цепочке вперемешку;

3. (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.

Главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем «испугать» ребенка обилием информации.

Публикации по теме:

Развитие памяти в раннем детстве ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической.

Упражнения на автоматизацию звуков в слогах и словах .

Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С]Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С] Произносить слова: Шар – жар – базар – гусар Шаль – жаль – зал – сало Мешать – лежать – лизать – лиса Шапка – жалко – зайка – сайка Ушанка.

Игровые упражнения для автоматизации звуков [С], [С’] Работа по автоматизации поставленных звуков и введение их в речь всегда бывает для детей наиболее затруднительной. Многократное повторение,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти и речи» Консультация для родителей Игры и упражнения для развития памяти и речи Представленные игры и упражнения рекомендованы для работы с детьми.

Картотека игр на развитие памяти ШКАФЧИКИ Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков.

Конспект ООД по развитию речи. Дидактические игры и упражнения на произношение звуков Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок" Составитель: Грехова Светлана.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста» Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста В раннем возрасте память ребенка развивается очень.

Упражнения на развитие зрительной памяти у дошкольников Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет (методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших.

Упражнения по подготовке речевого аппарата для правильного произношения конкретных звуков Младший дошкольный возраст Игра «Слушаем слова» Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале. Договоритесь с ребёнком,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Упражнения на развитие слухоречевой памяти «Цепочка звуков»
Опубликовано: 2 мая 2018 в 16:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Родительское собрание в старшей группе «Вот и стали мы на год взрослей....
20 сентября 2019 года в старшей группе «Почемучки» МДОУ № 15 г. Тейково прошло организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Этап...
Фотоотчет тематической недели с 16.10 по 20.10.2019 г «Профессии»
В нашей старшей группе с 16 октября по 20 октября текущего года прошла тематическая неделя «Профессии». Цель данной темы была: Расширить представления о...
Конспект ОД по конструированию «Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе
Конспект ОД ( образовательная область «Конструирование») Тема: Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе Задачи: 1) Образовательная: Формировать...