Упражнения на развитие слухоречевой памяти «Цепочка звуков»

Ольга Булатова
Упражнения на развитие слухоречевой памяти «Цепочка звуков»

Упражнения на развитие слухоречевой памяти

Упражнение «Цепочка звуков».

В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.

Ведущий: «Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите».

Первая цепочка: «А-О-У-Э». Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены, верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: «Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз».

Вторая цепочка может выглядеть так: «У-А-Ы-И-Э-О». Работа с ней идет по тому же алгоритму.

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

Упражнение «Говорим и пишем».

Ведущий: «Ребята, вы уже знаете, все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги».

Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе «рисования» вы можете отследить, не «зеркалит» ли ребенок при написании какой-либо буквы, особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения.

Упражнение «Цепочка слогов».

Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны: фантазия и чувство юмора взрослого. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение «Галактическое собрание».

Далее, в работу можно ввести тему «Наша интонация».

В игровой форме взрослый просит детей произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т. д.

Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.

Ведущий: «Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом.» и т. д.

Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с педагогом-психологом с целью оказания поддержки ребенку.

Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот".

Ведущий: «Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или «задом наперед».

Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА. "

Упражнение «Цепочка слов».

3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

Первый вариант работы. Взрослый дает два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.

Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической хорошо развивает и логическую память ребенка.

Второй вариант.

Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб.

Ведущий: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори».

В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение «Повтори наоборот».

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут «взять» цепочку из 6–7 слов.

Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.

Для того чтобы материал лучше «записывался» в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.

Ведущий: «Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста, а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку».

Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа.

Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море.

Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.

Строим цепочку цифрового ряда.

Здесь так же может быть несколько этапов работы:

1. последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на 2 и т. д. ;

2. числа идут в цепочке вперемешку;

3. (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.

Главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем «испугать» ребенка обилием информации.

Публикации по теме:

Развитие памяти в раннем детстве ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической.

Упражнения на автоматизацию звуков в слогах и словах .

Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С]Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С] Произносить слова: Шар – жар – базар – гусар Шаль – жаль – зал – сало Мешать – лежать – лизать – лиса Шапка – жалко – зайка – сайка Ушанка.

Игровые упражнения для автоматизации звуков [С], [С’] Работа по автоматизации поставленных звуков и введение их в речь всегда бывает для детей наиболее затруднительной. Многократное повторение,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти и речи» Консультация для родителей Игры и упражнения для развития памяти и речи Представленные игры и упражнения рекомендованы для работы с детьми.

Картотека игр на развитие памяти ШКАФЧИКИ Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков.

Конспект ООД по развитию речи. Дидактические игры и упражнения на произношение звуков Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок" Составитель: Грехова Светлана.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста» Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста В раннем возрасте память ребенка развивается очень.

Упражнения на развитие зрительной памяти у дошкольников Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет (методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших.

Упражнения по подготовке речевого аппарата для правильного произношения конкретных звуков Младший дошкольный возраст Игра «Слушаем слова» Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале. Договоритесь с ребёнком,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Упражнения на развитие слухоречевой памяти «Цепочка звуков»
Опубликовано: 2 мая 2018 в 16:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...