Елена Злобина
«Шум и голос. Согласные и гласные звуки». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
ШУМ и ГОЛОС
СОГЛАСНЫЕ И ГЛАСНЫЕ ЗВ УКИ.
На первый взгляд очень простая тема «Согласные и гласные звуки», но так ли уж она проста! Как доступно объяснить ребёнку, что звуки бывают гласными и согласными? И нужно ли это делать?
Публикация «„Шум и голос, Согласные и гласные звуки“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Сначала ответим на второй вопрос. Да, нужно! Ведь в русском языке обучение чтению основывается на слиянии гласного и согласного, а при выполнении звукового анализа слов просто необходимо владеть этими понятиями.
Перейдём к ответу на первый вопрос, как объяснить, как различить эти звуки?
Многие думают - никак. Просто запомни! Вот эти звуки - гласные, остальные- согласные. Можно, конечно, и так. Но ребёнок по своей сути любознателен, он спрашивает, ему самому хочется во всём разобраться. И когда он поймёт различие между гласными и согласными звуками, тогда не надо будет заучивать, зазубривать.
Различие между звуками можно объяснить научно: Гласные звуки образуются только при помощи голоса, а согласные, не только голосом, но и шумом или же одним шумом. Для специалиста - «голос» зависит от работы голосовых связок, а «шум» - от преграды во рту на пути выдыхаемого воздуха (воздушной струи). Однако, это интересующее специалистов различие, ребёнка совершенно не интересует. А на высочайшем уровне здравого смысла, которым наделён ребё нок: «голос» - у человека, у зверей, у птиц, а «шум» - это шум машин, шум дождя, шум ветра. Шум - это то, за что меня ругают, когда я топаю, бегаю, стучу или грохочу. Но всё, что я говорю, я делаю своим голосом. Все звуки - произношу голосом, иначе их не было бы слышно! И абсолютная нелепица, когда то, что я говорю, считается не «голосом», а «шумом». Видимо подобное объяснение не совсем подходит.
Можно объяснить и так: гласный звук тянется, его можно петь, а согласный нельзя!
ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСЕНКЕ ЗВОНКО.
МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ.
В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ И В КОЛЫБЕЛЬКЕ АЛЁНКУ БАЮКАТЬ.
НО НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.
А СОГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫ ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ,СКРИПЕТЬ,
ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,
НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.
С-С-С- ЗМЕИНЫЙ СЛЫШЕН СВИСТ.
Ш-Ш-Ш- ШУРШИТ ОПАВШИЙ ЛИСТ
Р-Р-Р- МОТОРЫ ТАРАХТЯТ.
Ж-Ж-Ж- ШМЕЛИ В САДУ ЖУЖЖАТ!
Но, к сожалению, и это верно лишь отчасти.
Таких согласных звуков, которые не тянутся, в полтора раза меньше, чем тех, которые можно тянуть и, если хотите петь: JI-JI-JI.
Между тем, филологи давно подметили такую особенность: все гласные звуки произносятся открытым ртом («ртораскрыватели», а вот почти для всех согласных требуется, чтобы при их произнесении рот хотя бы на мгновение да сомкнулся («ртосмыкатели»). Произнесите сами звуки «Б»,«М»,«В» перед зеркалом. Исключение только звуки : к, г, X!
Для проведения в дальнейшем звукового анализа вводится обозначение цвета: красный квадрат (кружок) - гласный звук, синий квадрат (синий кружок) - твёрдый согласный звук, зелёный квадрат (зелёный кружок) - мягкий согласный звук.
Подведём итог. Чтобы определить гласный или согласный звук перед нами, должно совпасть несколько пунктов характеристики звука.
СОГЛАСНЫЙ :
- Образуется с помощью шума;
- Есть преграда, «ртосмыкатель»;
- Может быть звонким или глухим;
- Может быть твёрдым или мягким.
- Не образует слог.
ГЛАСНЫЙ :
- В его образовании участвует голос;
- Его можно тянуть, петь;
- Нет преграды, воздушная струя проходит свободно, «ртораскрыватель»;
- Образует слог.
ВОТ СТРУЯ ВОДЫ ИЗ КРАНА ЛЬЁТСЯ ВОЛЬНО, БЕЗ ПРЕГРАД,
А ЗАЖМУ Я КРАН ЛАДОНЬЮ - ТОЛЬКО БРЫЗГИ ПОЛЕТЯТ!
ТАКЖЕ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ И ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ:
ТО СВОБОДНО ПРОПУСКАЮ, ТО ПРЕГРАДЫ СТРОЮ Я.
ЕСЛИ ПУТЬ ШИРОК, СВОБОДЕН- ГЛАСНЫЙ ЗВУК УСЛЫШИШЬ ТЫ : А! О! И! У! Э! Ы!
ЕСЛИ Ж ТОРМОЖУ ЗУБАМИ: 3-3-3,
ЕСЛИ ТОРМОЖУ ГУБАМИ: Б-Б-Б ИЛИ ПРОСТО ЯЗЫКОМ: Р-Р-Р.
ТЫ УСЛЫШИШЬ ЗВУК СОГЛАСНЫЙ–
ОН С ПРЕГРАДАМИ ЗНАКОМ!