Система ценностных ориентаций у младших школьников

Дерябина Анастасия Вадимовна
Система ценностных ориентаций у младших школьников

Система ценностных ориентаций у младших школьников

В настоящее время очень серьезной является проблема выбора подлинных идеалов. Необходимо формировать данную способность у детей, начиная с самого начала их обучения, чтобы не допустить ценностной дезориентации, выбора в качестве ориентиров – пустые, утилитарные ценности. Из этого следует сделать вывод, что основным компонентом школьного образования является нравственное формирование и развитие личности ученика.

В данной статье рассматривается проблема формирования ценностей на уроках окружающего мира. Школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Воспитание свободной личности, которая способна к продуктивной деятельности, трудовой, творческой – является целью всего общества, и педагога в первую очередь. Первостепенным шагом, для реализации данной цели, является изучение психолого – педагогических особенностей личности, познание законов формирования личности ребенка ещё в младшем школьном возрасте, когда начинается активное психологическое развитие за счет включения в мир ребенка новых институтов социализации.

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [8] и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2]. Они предусматривают воспитание и социализацию обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Обратимся к анализу и обобщению действующих программ по курсу «Окружающий мир» для начальной школы, можно проследить, что авторами даётся общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру. Ценностные аспекты должны быть в первую очередь поняты и приняты учениками, а также стать предметом реализации в деятельности педагога, по отношению ко всему содержанию деятельности педагога.

Рассмотрим, что значит «ценность». В первом значении «ценность» – это реальные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и человека. Во-втором значении, «ценность» характеризуются как мотивационные структуры личности, т. е. личностные ценности. При ценностном освоении устанавливается связь объекта с человеком, оценивается его значение для удовлетворения потребностей и интересов человека. Ценностное освоение предполагает момент переживания, личностного отношения к тому, что изучается.

Для детей младшего школьного возраста принять объект как ценность означает:

-обнаружить его присутствие в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;

-признать право на его существование, уважать его «интересы» (жизненные проявления);

- проявить осторожность в обращении с «другим», помочь ему по мере своих сил.

Следует отметить, что большой ценностный потенциал, заложен в современный учебниках по предмету «окружающий мир». Интерпретация данных ценностей - входит в задачу учителя, которому необходимо донести до своих учеников важность и значимость формируемых ценностей.

В ходе изучения предмета «окружающего мира», а также на уроках, могут быть использованы следующие методы и приёмы ценностного воспитания:

1. «Метод ценностного анализа» - метод основан на рассмотрении и анализа с позиции ценностного ориентирования, значимости. Важно учить ребят производить оценку, прививать им чувство ценности объектов, явлений, с позиции нравственности, эстетики, экологии. Выражение ценности природных и культурных объектов можно осуществлять с помощью различных приёмов: формулировки устных оценочных суждений в соответствии с эталоном, составления синонимических рядов слов с оценочным значением, интерпретации оценочных суждений разных авторов и моделирования собственных оценок.

2. «Метод идентификации» - метод, при котором ученик будет способен представить себя на месте другого.Этот метод подразумевает использование следующих операций логического характера: сравнение, анализ, обобщение и пр. Ученики начальной школы обучаются отождествлять себя с каким-либо объектов природы и «входить» в природный мир.

3. «Метод эмпатии» - этот метод основан на сопереживании, способности понять другого. Метод основан на эмоциональном состоянии, которое обусловлено сопереживать кому-то, переживать сходные эмоции, которые испытывает кто-то. Эмпатию можно определить как принятие любого переживания человека, без оценки его состояния, вхождение в состояние этого человека, сочувствие.

4. «Метод ценностной рефлексии» - в этом методе отражается способность ученика анализировать свое поведение, а именно поступки, переживания, принятие своего внутреннего мира. Происходит стимуляция понимания своего поведения, выработка стратегии, в природе и своей деятельности в частности.

5. «Метод выбора осмысленных ценностей» - способ отбора объектов и явлений по признаку их ценности для субъекта. Он актуализирует личные ценности и даёт возможность ребёнку трансформировать чувственный опыт в смысловой.

6. «Метод диалога» - метод основан на способах и методах познания окружающего мира и себя самого, путем создания субъектно – смысловых отношений.В основу данного метода входят: моделирование диалогов с животным миром, растениями.

7. «Метод биографий» - способ осознания ценности мира «другого» через описание прошедших этапов «жизни». Метод реализуется в форме реконструкции «жизненного пути» какого-либо объекта.

Очень важно создать в классе, на уроке, на протяжении всего учебного процесса правильную атмосферу. Обстановка должна быть ориентирована на доброжелательное отношение, которая будет стимулировать к открытости, искренности, активным и откровенным размышлениям. Это продуктивно скажется на способности сформировать важные нравственные ценности у всего коллектива.

Таким образом, образование сегодня понимается, прежде всего, как работа со смыслами, ценностями. Оно направлено на формирование ценностного отношения к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Такое отношение позволяет осознавать, оценивать и совершенствовать себя и окружающий мир.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Список использованной литературы:

1. Володарская И. А. [и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. – 29 с.

3. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 25 с.

4. Плешаков А. А.Окружающий мир: Рабочие программы. 1–4 классы /

5. Плешаков А. А.Окружающий мир:Рабочая тетрадь: 1 класс. В 2 Ч. /

6. Плешаков А. А.Окружающий мир:Учебник: 1 класс. В 2 Ч. / А. А.

7. Тисленкова И. А.Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. – 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

9. Черемисина В. Г. Духовно нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / Сост. В. Г. Черемисина. –Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. –С. 14–36.

10. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова. 1 класс.

Публикации по теме:

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.

«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе, приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма,.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Система ценностных ориентаций у младших школьников
Опубликовано: 13 октября 2021 в 12:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Доброму волшебнику, подарившему нам сказку про мальчишку-луковку, озорного Чиполлино, посвящен сегодняшний день. 23 октября исполняется 101 год со дня рождения итальянского детского писателя Джанни...

23 октября. День работников рекламы в России

День работника рекламы – профессиональный праздник всех составителей рекламы, маркетологов и пиарщиков, отмечаемый с 1994 года. Нет сомнений в том, что профессия эта очень творческая. Она и в будущем...


Горячие темочки