Надежда Соколова
Система формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушениями речи (в особенности с ОНР) в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для своевременного коррекционно-педагогического воздействия по формированию и развитию у детей лексического компонента языка.
Публикация «Система формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития является одним из условий высокой эффективности логопедической работы по обеспечению готовности детей к обучению русскому языку и школьной адаптации в целом.
Таким образом, формирование лексики у детей с ОНР является одним из актуальных направлений в системе коррекционной логопедической работы.
В основе обучения применяются дидактические игры. Они включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности как составляющие.
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2. настольно-печатные;
3. словесные игры.
Рекомендации по организации дидактических игр и упражнений
- игры не должны быть длительными по времени (5-15 мин.);
- они должны проводиться в неторопливом темпе;
- игра должна быть живой, интересной;
-игра должна быть частью непосредственно образовательной деятельности или проводиться в один из режимных моментов;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
Обобщив опыт работы по данной теме, мы обозначили цель, задачи, подобрали дидактические игры в соответствии с лексическими темами.
С учетом требований коррекционной программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», нами была определена система формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
Данная система формирования лексики повышает эффективность коррекционного воздействия в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.