Татьяна Прокопенко
Система логопедической работы по формированию коммуникативной компетентности у детей с нарушением речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку он входит в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Публикация «Система логопедической работы по формированию коммуникативной компетентности у детей с нарушением речевого развития» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора, медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Во-вторых, это снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой и западными боевиками - все это создает угрозу надвигающейся языковой катастрофы.
Конечным результатом обучения языку, этого сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
Развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений представляет собой связная речь.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место нарушения в развитии связной речи.
Проблемой нарушения в развитии связной речи занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и философия, логопедия. (А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. В. Текучев, В. П. Глухов, Н. И. Жинкин).
Результаты современных методических и психологических исследований показывают, что умения и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают необходимого уровня для полноценного обучения детей в школе. Поэтому дети дошкольного возраста с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи нуждаются в специальном обучении.
Таким образом, проблема формирования связной речи у дошкольников с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи является актуальной для специализированных дошкольных образовательных учреждений.
Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя языка единое целое. В соответствии с этим «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и монологической формам речи. Диалог — это первичная по происхождению форма речи. Имеет выраженную социальную направленность, состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, логическая последовательность. В старшем дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются описание, повествование и элементарное рассуждение.
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения, теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых. Впервые эту теории выдвинул Л. С. Выгодский, в ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи. Согласно его теории, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов и, наконец, в словах». Эта теория получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных ученых А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина, Л. С. Цветковой, Т. А. Ахутиной.
Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей, с позиции психологии и психолингвистики, имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства.
С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми, коммуникативное общение является необходимым условием существования человека. Именно ранние формы общения детей, их коммуникации во многом определяют дальнейшее развитие и влияют на их отношение к окружающим людям, к миру.
В общении преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, ребенку необходимо согласовывать свои мысли с мнением другого, что способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника. В процессе общения развиваются умственные действия, то есть происходит интеллектуальное развитие. Формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности. Сформированность связной речи является важным показателем готовности дошкольника к обучению в школе.
К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относиться формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построение развернутого сообщения.
Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии связной речи. В теории и практике логопедии под нарушением развития связной речи понимается такая форма речевой патологии, при котором нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.
Дети с нарушением развития связной речи уже пользуются к 5-6 годам развернутой связной речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматическое недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы из серии картин и другие.
Ограниченность словарного запаса, отставание во владении грамматическим строем родного языка затрудняет процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.
К основным этапам по формированию связной речи относятся:
1. Подготовительный этап - предварительная работа по двум линиям :
- интеллектуальное развитие, прежде всего развитие мышления
- речевое развитие : развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
2. Начальный этап- овладение диалогической речью при частном слиянии обоих процессов; развитие мышления и речи.
3. Основной этап- формирование монологической речи; обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.
Деление на этапы часто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. Время, содержание и объем предварительной (подготовительной) работы зависит от уровня речевого развития детей.
Работа по обоим направлениям: развитию речи и мышления - проводится параллельно и в основном индивидуально или с небольшими подгруппами в форме игр и специальных развивающих упражнений.
Особое место на данном этапе занимает развитие и совершенствование тонкой моторики кисти пальцев рук, оказывающие благотворное влияние, как на речевое развитие ребенка, так и способствующее психическому развитию, в том числе укреплению нервной системы.
Рассмотрим на конкретном примере обучение пересказыванию. Ребенок прослушал литературное произведение, и у него возникает потребность поделиться услышанным и пережитым с другими. На занятии эта потребность объективируется в мотиве; заданном педагогом: «Сегодня на занятии вы будете пересказывать рассказ (сказку, рассказ нужно слушать внимательно, а после прослушивания пересказать». Перед ребенком поставлена цель научиться пересказывать, эту цель он осознает: нужно внимательно слушать, запомнить рассказ, чтобы пересказать и так, определенная учебная ситуация создана. В этой ситуации ребенок должен усвоить наиболее общие способы решения познавательной задачи. Для этого он должен овладеть специфическими учебно-речевыми действиями : выслушать чтение текста, понять его содержание, установить логические связи и взаимосвязь между отдельными его частями; соотнести заданный вопрос с содержанием текста; построить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью, т. е. овладеть собственно действием пересказа; передать содержание последовательно, логически, близко к тексту, не пропуская основных моментов; оценить поведение, поступки героев; рассказывать без пауз.
Действие пересказа литературного произведения требует контроля. В дошкольном возрасте контроль за качеством пересказа осуществляется преимущественно педагогом. Контроль здесь тесно связан с оценкой. Постепенно дети начинают сами соотносить результаты своих действий пересказа с заданным литературным образцом, под влиянием обучения у них начинает формироваться взаимооценка и взаимоконтроль, а также зарождается самооценка и самоконтроль.
При анализе и оценке рассказов детей с нарушением в развитии связной речи специальное внимание обращается на недостатки в грамматическом оформлении высказываний. Для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок. Указанные особенности необходимо учитывать при проведении коррекционного обучения детей с нарушением в развитии связной речи. По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи.
Такой профиль наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы.