Приложение МААМ

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей

Ошарина Ольга
Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Публикация «Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа: -реализация Программы в формах, специфических для детей младшей возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности.

Так же прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, наблюдательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования, это развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, пе-реживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирова-ния в самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребё нок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

В нашей группе сформирован небольшой уголок экспериментирования:

приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;

природный материал: камешки, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пласт-массы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются: -опыты, эксперименты.

Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в ре-жимных моментах Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.

- Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.

Считаю, что многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Сделали подборку познавательных мультфильмов. Это является очень хорошим подспорьем в развитии познавательной деятельности.

проектная деятельность.

Спасибо за внимание!

Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Поэтому самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедея-тельности дошкольников. Дети любят экспериментировать. В эксперимен-тальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста «Опыт с мылом» Дата проведения 10 декабря 2015 года Возрастная группа Средняя группа Тема «Опыт с мылом» Цель занятия: • Познакомить детей с опытом работы.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В гостях у Карлсона» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследования свойства сахара и соли Задачи: создать условия.

Организация совместной образовательной деятельности по технологии познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Тайна мыльных пузырей», возраст детей 3-4 года Оборудование: вода, мыло, глицерин, емкости для приготовления мыльного раствора,.

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Е. С. Кононова, воспитатель ЧДОУ "Родничок".

Проект познавательно-исследовательской деятельности детей Управление образования Администрации Белоярского городского округа Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка «Почемучка» в старшей группе. Утверждаю директор МБОУ СОШ № 24 г. о. Самара /М. В. Романова/ Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка.

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности План–конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Кто живет в почве». Интеграция образовательных областей:.

Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей. Мозгарева О. А., воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе Цель:.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Экспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельностиЭкспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности Иванова Ирина Владимировна Воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 Выборгского района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей
Опубликовано: 31 августа 2016 в 15:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Ошарина Ольга (УИ 616489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД